Некоторые операторы терминалов в ключевом нефтяном порту Китая Циндао, который обрабатывает около шестой части импорта нефти страны, введут новые ограничения для старых танкеров. Шаг направлен против судов, перевозящих нефть под санкциями из Ирана и других сомнительных поставщиков.
Об этом пишет Bloomberg.
Среди мер — запрет швартовки танкеров возрастом 31 год и более, а также судов, которые изменили свою идентификацию в Международной морской организации или имеют недействительные сертификаты. Эти меры вступят в силу с 1 ноября.
Ограничения были введены после того, как в августе США наложили санкции на оператора нефти, расположенного в портовой зоне Дунцзякоу Циндао, обвинив его в получении иранской нефти, которая была перевезена судном, уже находившимся под санкциями Вашингтона. Это вызвало обеспокоенность, что более строгие наказания могут еще больше нарушить импорт нефти Китаем. Дипломаты из Пекина выступили против таких мер.
Новое сообщение было подписано четырьмя операторами порта Хуандао, входящего в более крупный порт Циндао, включая Qingdao Shihua Crude Oil Terminal Co., которая является совместной собственностью администрации порта Циндао и подразделения Sinopec Group. Если операторы порта откажут судну, оно не сможет швартоваться в этом районе в течение одного года.
Другие суда, заходящие в порт провинции Шаньдун, также будут оцениваться по системе баллов, которая определяет профиль риска судов на основе таких факторов, как возраст и покрытие ответственности за загрязнение. Танкеры с низким рейтингом также могут лишиться права на швартовку.
Более широкий порт Циндао считается крупным хабом для иранской нефти, поступающей в Китай. По данным аналитической компании Kpler, в этом году порт принимает около 300 000 баррелей нефти в день с Ближнего Востока, несмотря на то, что официальные данные показывают отсутствие импорта нефти из Ирана с середины 2022 года.
По словам старшего рыночного аналитика Vortexa Эммы Ли, новые меры, вероятно, будут иметь ограниченное влияние на общий импорт такой чувствительной нефти в Китай.
«Доля порта Циндао в импорте нефти провинции Шаньдун уже уменьшилась с более 40% в 2020 году до примерно 20% с 2024 года, поскольку соседние порты в последние годы расширили количество причалов для очень больших нефтяных танкеров. Его роль в работе с высокорисковыми танкерами также относительно незначительна по сравнению с другими портами Шаньдуна», — сказала Ли.
Обычно нефть, загружаемая в иранских портах, направляется из Персидского залива к водам у Малайзии или к другому пункту перевалки, где ее перегружают с одного танкера на другой в открытом море. На участке маршрута от Персидского залива до Малайзии часто используются суда, которые уже находятся под санкциями США, а затем сырую нефть передают в так называемый «теневой флот» для завершающей части путешествия.
Теневой флот РФ
Напомним, что в настоящее время около 17% всех действующих танкеров в мире составляет российский «теневой флот», то есть каждый шестой танкер принадлежит к этой категории.
В начале 2025 года аналитики насчитали 940 судов в составе «теневого флота» России, что на 45% больше, чем годом ранее. По данным Главного управления разведки Минобороны Украины, его численность сейчас достигает около 1000 судов с общим дедвейтом более 100 млн тонн. Большинство из них — старые и дешевые танкеры, которыми Россия экспортирует нефть и нефтепродукты.
19 сентября Еврокомиссия представила 19-й пакет санкций против России, который предусматривает дополнительные ограничения, направленные непосредственно на «теневой флот» страны-агрессора.