Президент США Джо Байден рассматривает возможность усиления санкций против России до того, как покинет свой пост, надеясь оказать давление на президента России Владимира Путина в преддверии возможных переговоров о прекращении войны в Украине. Об этом пишет Bloomberg в своей редакционной статье.
Как и предыдущие решения об ослаблении ограничений на использование Киевом американского оружия, такой сдвиг был бы запоздалым — но, тем не менее, желанным, подчеркивает издание.
Если переговоры о прекращении вторжения Путина должны состояться, то для западных демократий обязательным условием должно стать укрепление Украины в первую очередь. Если не оказывать большую военную поддержку, то трудно послать более мощный сигнал о решимости, чем сокращение доходов от продажи нефти и газа, которые финансируют почти треть федерального бюджета России в 2023 году.
Россия, пожалуй, является самой подверженной санкциям страной в мире: меры затронули все сферы — от транспорта до финансов, энергетики и технологий. Возможно, сейчас она также является самой искусной в борьбе с санкциями. Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан и другие бывшие советские республики стали свидетелями стремительного роста торговли как перевалочные пункты для западных предметов роскоши, от кожаных сумок до седанов Mercedes-Benz. Тем временем Китай помогает поддерживать российскую военную машину сырьем, микрочипами, деталями для беспилотников и другими технологиями двойного назначения.
Возможно, самым значительным провалом стало ограничение цен на нефть, введенное для того, чтобы ограничить доходы Путина, не подвергая риску мировые поставки. Хотя изначально эта схема работала примерно так, как и было задумано, ограничивая продажи нефтью по цене менее 60 долларов за баррель, Россия уже давно приспособилась к ней. Она получила доступ к «теневому флоту» из сотен судов, которые для транспортировки российской нефти полагаются либо на незападных поставщиков морского страхования и других услуг, либо на самодекларируемые «подтверждения» того, что они соблюдают ограничения.
Попытки ужесточить контроль за соблюдением ограничений были либо перформативными, либо неэффективными. Тем временем Китай, Индия и Турция ведут бурный бизнес по переработке этой нефти в авиационное топливо и другие нефтепродукты, которые затем легально продаются в страны Европейского союза, США и другие регионы.
Введение санкций против большего числа теневых танкеров должно ограничить их общее количество, доступное Путину. Однако, чтобы добиться реального эффекта, западным странам придется нацелиться на покупателей, включая нефтеперерабатывающие компании, покупающие нефть по ценам выше предельных, и финансовые институты, способствующие таким покупкам.
Условия удачны: при ценах на сырую нефть в районе 75 долларов за баррель любые перебои в поставках должны быть преодолимы. Более серьезной проблемой будет дипломатическая. Индия, которую США рассматривают в качестве партнера по безопасности, уже возмущена необходимостью соблюдать американские санкции в отношении Ирана и других стран, а Китай демонстрирует все большую готовность к ответным мерам на американские строгости. Предоставление компаниям и банкам, скажем, разумного срока для принятия мер, прежде чем они попадут под вторичные санкции, может ослабить некоторые трения.
Тем временем ЕС должен стандартизировать правоприменительные меры, которые отличаются в разных странах-членах, и обеспечить выделение достаточных ресурсов на эти цели. Требование к судовладельцам представлять более подробные документы с разбивкой по различным услугам затруднит фальсификацию деклараций.
Санкции почти всегда подвержены утечкам и мошенничеству. Тем не менее, они повышают стоимость войны для Путина, чья экономика испытывает серьезное напряжение. Кроме того, они дают Украине и западным лидерам — включая самопровозглашенного сторонника сделок Дональда Трампа — столь необходимое преимущество на переговорах.
“В оставшееся время Байден должен стремиться оставить своему преемнику как можно больше таких рычагов”, — заключает редакция Bloomberg.