12 июня в индийском городе Ахмедабад произошла авиакатастрофа. Пассажирский самолет упал на крышу медицинского общежития почти сразу после взлета.
Один пассажир выжил. Им оказался гражданин Великобритании Вишваш Кумар Рамеш.
Как передает Reuters, предварительный отчет об авиакатастрофе самолета Air India, унесшей жизни 260 человек, обнародовали индийские следователи. Документ проливает свет на драматические минуты перед трагедией и указывает на вероятную путаницу экипажа из-за переключателей подачи топлива.
По данным Бюро расследований авиационных происшествий Индии (AAIB), сразу после взлета из города Ахмедабад в Лондон оба переключателя отсечки топлива почти одновременно переключились в положение «cutoff», из-за чего двигатели потеряли подачу топлива и остановились. Лайнер Boeing 787 Dreamliner резко потерял тягу и начал падать. Это — самая массовая авиационная трагедия за последнее десятилетие в мире.
В финальные моменты полета, согласно записи речевого самописца, один из пилотов спросил другого, почему тот перекрыл топливо. Второй ответил, что этого не делал. Кто именно это сказал — командир Сумит Сабхарвал (56 лет, более 15 тысяч часов налета) или второй пилот Клайв Кундер (32 года, более 3 тысяч часов) — в отчете не уточняется.
Отчет не указывает, как именно переключатели могли переключиться в полетом режиме — ведь эксперты отмечают, что случайно сделать это почти невозможно. Переключатели отсекают подачу топлива к двигателям обычно только во время стоянки у гейта или в случае пожара в двигателе. В аварийном журнале не было информации о необходимости такой остановки двигателей.
Камеры наблюдения зафиксировали, что сразу после взлета выдвинулся аварийный воздушный винт-генератор — признак полной потери тяги.
На месте катастрофы оба переключателя были найдены в положении «run». Также были признаки повторного запуска двигателей перед падением.
Расследование продолжается. Отчет пока не возлагает вину на производителей — Boeing или GE. Air India заявила, что сотрудничает со следователями, но воздержалась от дополнительных комментариев.
Катастрофа нанесла серьезный удар по кампании Tata Group по восстановлению репутации национального перевозчика, который компания выкупила у государства в 2022 году. Кроме того, Air India уже оказалась под пристальным вниманием из-за других проблем безопасности — в частности из-за полетов без проверки надувных трапов и несвоевременной замены деталей двигателей на других самолетах.
Индия ставит перед собой амбициозную цель стать глобальным авиахабом по типу Дубая, но трагедия и скандалы вокруг Air India подрывают эти планы.