Компания AstraZeneca стала первым неамериканским производителем лекарств, заключившим соглашение с администрацией президента Дональда Трампа о снижении цен на медикаменты. Сделка, представленная в пятницу в Овальном кабинете, предусматривает инвестиции в производство в США и строительство нового завода в Вирджинии стоимостью 4,5 миллиарда долларов.
Глава компании Паскаль Сорио, стоявший рядом с Трампом во время объявления договорённостей, сумел защитить AstraZeneca от угрозы высоких импортных тарифов и обеспечить выгодные условия для англо-шведской корпорации на крупнейшем фармацевтическом рынке мира.
Как сообщает Reuters, соглашение стало результатом многомесячных встреч между Сорио и представителями администрации США, начиная с ноября 2024 года, когда Трамп выиграл выборы. Заключительные этапы переговоров сопровождались напряжёнными торгами со стороны компании, которая стремилась оформить сделку до конца сентября — срока, установленного Белым домом для фармпроизводителей, чтобы снизить цены на лекарства под угрозой 100-процентных тарифов.
После победы Трампа AstraZeneca объявила о плане расширения исследований и производства в США на сумму 3,5 миллиарда долларов, а позже — о строительстве завода в Вирджинии. Проект был согласован менее чем за полтора месяца после первых переговоров. К его реализации активно подключился губернатор штата Гленн Янгкин, которого издание называет «ключевым союзником Трампа».
Сделка с Белым домом укрепила позиции 66-летнего Сорио, которого аналитики уже называют «шептуном Трампа». По словам аналитика Shore Capital Шона Конроя, стратегическая риторика руководителя — называть компанию «очень американской» и поддерживать курс Трампа на снижение цен по принципу «наиболее благоприятной нации» — помогла AstraZeneca получить «место за столом в Вашингтоне».
После соглашений Pfizer и AstraZeneca аналитики ожидают, что другие фармкомпании также заключат подобные сделки с администрацией Трампа. При этом AstraZeneca, в отличие от конкурентов, менее зависима от импорта — её производственные мощности в США уже значительны.
Хотя компания согласилась на уступки в ценообразовании для программы Medicaid и обязалась локализовать часть производства, соглашение стало победой: оно обеспечивает предсказуемость и сохраняет прогнозируемый рост прибыли. AstraZeneca ожидает, что к 2030 году её годовой доход достигнет 80 миллиардов долларов, половину из которых принесут продажи в Соединённых Штатах.