Лонгриды

Военкомы признали, почему не смогут отловить призывников, которые не желают служить "срочку"

7 октября 2020 15:09

Соответствующий материал опубликовало информагентство Минобороны АрмияInform по итогам беседы с представителями Дрогобычско-Бориславского объединенного районного комиссариата.

Как рассказал районный военный комиссар, в сентябре состоялись плановые подготовительные мероприятия к осеннему призыву, который стартовал 1 октября. Среди них, в частности, изучение личных дел призывников, предварительный вызов граждан на призывной участок для медосмотра и выяснения прав на отсрочку, сбор соответствующих документов.

Сразу отметим, военкоматы не имеют права заставлять молодых людей проходить медкомиссию. Поэтому те, кто не желают служить в армии - боятся, не чувствуют в себе сил и ответственности, имеют полное право оформить у нотариуса заявление с запретом врачам проводить их осмотр. Эта норма регламентирована Законом Украины "Об основах здравоохранения" и международными нормами - без согласия человека, врачи не имеют права проводить его осмотр, назначать анализы, методы обследования и лечения. Человек имеет полное и законное право в любой момент отказаться как от обследований, так и от выполнений назначений врача. Копию оформленного у нотариуса заявления следует отправить письмом с уведомлением на имя районного военкома. При этом врачи в военкомате будут обязаны внести в медицинскую документацию отказ молодого человека от обследования, а степень годности установить не представляется возможным. Напомним, уголовная ответственность грозит только тем, кто дал согласие на прохождение медкомиссии, был признан годным к службе, но отказался о нее.

- Прежде всего рассматривали тех призывников, кто не явился на весенний призыв. По ним подготовлены все необходимые документы и отправлены в отделения Национальной полиции по месту регистрации, - отметил полковник Николай Лысак.

Напомним, для Национальной полиции Украины такие письма из военкоматов не являются надлежащим документом для розыска и задержания человека. Для объявления человека в розыск должно быть решение суда, куда и следует обращаться военкомам, имея на руках доказательную базу. Между тем, если человек объявлен в розыск по уголовному делу об уклонении от службы, то военкомат уже не имеет права призывать его на службу в силу того, что нельзя призывать тех, кто является фигурантом уголовного дела.

Во львовском военкомате не скрывают - желающих служить мало. О масштабах этой проблемы рассказал заместитель военного комиссара - начальник отдела комплектования капитан Виталий Бачинский.

- Осенью в целом подлежат вызову на районную призывную комиссию чуть более 2000 юношей, родившихся в период с 1993 по 2002 год. Это наш так называемый призывной ресурс. Предварительный план на отправку почти 50 человек. Казалось бы, надо отобрать в армию 1 юношу из 40! Но ... из тех 2000 человек примерно 1200 ребят - те, которые уклонились в предыдущий призыв. Как правило, они останутся в категории уклонистов и на осенний призыв. Еще почти 500 человек принесут справки, что они учатся. Из 300-400 человек, оставшихся часть будет иметь право на отсрочку по семейным обстоятельствам или другими. Например, у нас 30-40 человек служит в Национальной полиции и они не подлежат призыву. Еще немалое количество, примерно 20%, не пройдет по состоянию здоровья. Вот и считайте, из какого количества следует комплектовать команды! - говорит офицер.

По словам полковника Николая Лисака, реально большое количество граждан отсутствует по месту регистрации. Многие уехали на заработки: как за границу, так и в Украине, туда, где существует лучший рынок труда. Отметим, и первое, и второе - законно и военкоматы не имеют права влиять на эти процессы - без решения суда никто не имеет права ограничить свободу передвижения человека.

- Поэтому после первой волны оповещения проведем вторую. На регулярных уклонистов подадим документы в органы Национальной полиции. Если откровенно, то никто не отказывает в розыске, но и никто не ищет. Полиция говорит, что нет решения суда. А чтобы было решение суда, надо объявить в розыск. А на каком основании? И ходим по замкнутому кругу. - признает противоправность розыска офицер военкомата.

Отметим, в Национальной полиции Украины неоднократно подчеркивали противоправность принудительной доставки молодежи в военкоматы. Такие действия не прописаны в действующем законодательстве Украины и противоречат международным нормам, о чем неоднократно заявляли правозащитники. Ни полиция, ни - тем более сами военкомы - не имеют права принуждать человека силой явиться в военкомат. Такие попытки Уголовный Кодекс Украины трактует, как противоправное лишение свободы.

Национальная полиция Украины неоднократно просила жителей страны реагировать на противоправные уличные облавы военкоматов и сообщать о них на линию 102. Кроме того, украинцы имеют полное право вызывать на мета облав не только полицию, но и Военную службу правопорядка, представителей Государственного бюро расследований, которое будет возбуждать против военкомов уголовные дела за превышение служебных полномочий, а при наличии профессионального адвоката у пострадавшего молодого человека - и по статье за попытку похищения и противоправного лишения свободы.

Добавила проблем военкомам и пандемия.

- Для работы в условиях пандемии у нас есть все необходимое: одноразовые костюмы, маски, перчатки, антисептики. Их нам закупили местные власти Борислава, Трускавца, Дрогобыча. Даже в коридоре призывного участка кварцевую лампу установили. Районная поликлиника выделила мобильную бригаду для проведения ИФА-тестирования перед отправкой ребят на сборный пункт. Но, и количество повесток на конкретный день рассчитывается так, что к нам попадают в среднем по 20-30 ребят, - рассказал старший врач - член призывной комиссии Лев Круглый.

По его словам, здесь проблем не возникает, главное соблюдать все меры безопасности.

Стоит отметить, что и-за пандемии военкомат не имеет права призывать молодого человека, который воспользовался своим законным правом и отказался сдавать тест на коронавирус. Напомним, при его сдаче в любой клинике молодой человек должен подписать соответствующее разрешение, без которого врачи не имеют права проводить исследование.

Проблема есть с финансированием работы врачей, которых выделяют поликлиники для проведения медицинского осмотра в РВК. Национальная служба здоровья не хочет платить врачам-специалистам за осмотр призывников.

- То есть больных, врач осмотрел на штатном рабочем месте, ему засчитывают по принципу «деньги следуют за пациентом», а призывников, которых он осмотрит в военкомате - нет. ... И еще, с введением медицинской реформы мы потеряли оперативность в обследовании призывников. Теперь они, проходя дополнительное обследование в больнице, должны сначала записаться на прием к семейному врачу. Взять у него направление к специалисту. Опять записаться. В итоге вместо прежних одного-двух дней теперь идет до десяти.

Напомним, в Минобороны признали, что медкомиссии военкоматов очень часто в погоне за планом призыва фальсифицируют медицинскую документацию и признают годными к службе тех, кто имеет серьезные проблемы со здоровьем. Зачастую врачи медкомиссий поступают противозаконно под давлением военкомов. Об этом рассказал начальник Центральной военно-врачебной комиссии МО Украины, полковник медицинской службы Роман Шевчук:

К сожалению, в погоне за выполнением плана призыва военкоматами эти специалисты вынуждены «закрывать глаза», под давлением военного комиссара, на юношей, у которых, на первый взгляд, якобы незначительные расстройства в состоянии здоровья, которые затем переходят в длительные и финансово убыточные для государства проблемы, их обследование и лечение в военных лечебных учреждениях, с последующим увольнением с военной службы. Такое отношение к проведению призыва со стороны военных комиссаров и врачей медицинской комиссии и приводит к снижению качественной стороны призыва.

«Резко выраженное... расстройство личности», «Шизоидное расстройство личности», «Умственная отсталость», «Последствия закрытой черепно-мозговой травмы», «Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки» — вот далеко не полный перечень болезней, с которым ребята пополняют армейские ряды.

По его словам, во время осеннего призыва на срочную службу в 2019 году, медкомиссии прошли более 227 000 граждан Украины, из которых 195 485 признаны годными к военной службе, то есть всего 86 процентов.

Почти 4 тысяч признали временно негодными, а более 23 000 непригодными в мирное время, т.е. призвать их на срочную службу уже не представляется возможным. 734 человека пришлось из-за крайне плохого здоровья вообще снять с военного учета.

Почти 17 000 человек отправили на дополнительное медобследование. Интересно, что 13 тыс. из них воспользовались своим законным правом и не предоставили военкомату никакой последующей информации о том, прошли ли они дополнительные исследования, и каковы их результаты.

"За время работы выяснилось, что решение ВВК не всегда принимаются в соответствии с требованиями действующего законодательства, без наличия соответствующих документов. Есть случаи, когда на медосмотры вызываются лица, уже их проходившие и признанные негодными к военной службе. Доходит до того, что в некоторых регионах призывают заведомо больных, которые впоследствии оказываются на койках военных госпиталей", - уточняет полковник.

По его словам, показатель заведомого брака в работе медкомиссий военкоматов растет ежегодно — с 0,8% в 2016 году до 2,85 в 2019 году.

Во львовском военкомате подтверждают - здоровых "призывников" мало:

- Спортивных людей, которые любят турник, гирю, стадион и твердо физически здоровых - в пределах 5-7%. Таких, которые не подлежат призыву, процентов 20. Это ребята с тяжелыми травмами после падений на скутерах и мопедах, у многих сколиоз и плоскостопие, есть сердечно-сосудистые заболевания, характерные для региона (Западной Украины, которая страдает от йододефицита - ред.) патологии щитовидной железы, - рассказал врач.

Как отмечает еще в одном материале информагентство Минобороны, в общем во время осеннего призыва 2020 года подлежат отправке в армию 13 570 человек. Об этом говорится в распоряжении правительства, принятом на заседании 23 сентября. Из них в ряды Вооруженных Сил - 7500 человек, в Государственную специальную службу транспорта - 600 человек, Национальную гвардию - 4970 человек, Государственную пограничную службу - 500 человек. Общий объем расходов в сумме 65 200 000 грн для проведения призыва будет осуществляться в пределах соответствующих бюджетных назначений. Освободившееся финансовый ресурс за счет уменьшения призыва в ВС составит 6 400 000 грн, - отметил заместитель Министра обороны Украины Игорь Старобинский.

На срочную военную службу будут призывать пригодных по состоянию здоровья граждан Украины мужского пола, которым на момент отправления в военные части исполнилось 18 лет, а также лиц, не достигших 27-летнего возраста и не имеющие права на освобождение или отсрочки от службы.

Срок такой службы составляет 18 месяцев или 12 месяцев (если призывник имеет степень бакалавра или магистра) - уверяют в Минобороны.

Здесь следует обратить внимание на информацию о сроке службы для бакалавров - ранее их призывали на 18 месяцев, но, как утверждает информагентство Минобороны, должны призывать лишь на 12 месяцев.

Призывать на службу молодых людей, которые не достигли 20-летнего возраста, военкоматы имеют право только по их письменному заявлению.

В прошлом году в рамках осеннего призыва в службу привлекли 15200 срочников. В августе 2020-го Генштаб ВС Украины анонсировал сокращение количества призывников с этого года. Показатели очередного призыва в армию уменьшены на 1,5 тысячи человек от ранее запланированного. Как утверждают в Минобороны, благодаря увеличению количества украинцев, желающих служить по контракту в рядах ВС Украины.

В Минобороны Украины напомнили, что предусмотрено два вида ответственности за нарушение законодательства о военной службе - административная и уголовная. Как наказание за неявку в военкомат применяют штрафные санкции, предусмотренные ст. 210 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами правил военного учета может повлечь за собой наложение штрафа. Действующая редакция Кодекса об административных правонарушениях предусматривает за это штраф в размере от пяти до семи НМДГ (от 85 до 199 грн). За повторное его совершение в течение года может грозить штраф в размере 170-255 грн.

Уголовная ответственность может грозить исключительно в одном случае - молодой человек дал согласие на прохождение медкомиссии, был признан годным к службе, но не явился на отправку в войска. В этом случае украинские суды дают "уклонисту" год условного наказания. Такой молодой человек уже не сможет быть призван на срочную службу в армию, т.к. призыв людей, имеющих судимость, запрещен. Отметим, указанная судимость закроет в дальнейшем дорогу на любую государственную службу.

Еще одно право, о котором умалчивают в военкоматах, отказ брать в руки оружие. Например, если по своим убеждениям человек пацифист. Для этого оформляется отказ от принятия присяги. Он законен и не поподсуден. Для этого следует обратиться к нотариусу и написать отказ в произвольной форме, указав мотивацию. Призыв такого "отказника" на службу возможен и будет со стороны военкомата законным. При этом, "отказнику" не имеют права давать в руки оружие, его не могут отправлять на учения и т.д. Как правило, воинские части сами не захотят получить из военкомата такого молодого человека.

Что касается мотивированных молодых людей, которые понимают, зачем им срочная служба, чему они могут научиться за год-полтора, то, как правило, таким юношам в военкоматах идут на встречу и стараются учесть все пожелания призывника по роду войск и месту службы. Стоит отметить, что срочная служба является несомненным преимуществом при устройстве на работу на госслужбу, в правоохранительные органы, охранные фирмы.

О том, как не дать сотрудникам военкомата насыщать армию не мотивированной молодежью подробно описали юристы Харьковской правозащитной группы:

Спочатку потрібно розібратися з порядком вручення повісток.

Повістки поділяються на два види:

1) Повістка, яка зобов’язує з’явитись для приписки до відповідного військкомату та проходження медичного огляду.

2) Повістки про виклик особи для проходження військової служби.

Як для першого, так і для другого виду повісток, п. 21 та п. 64 «Положення про підготовку і проведення призову громадян України на строкову військову службу та прийняття призовників на військову службу за контрактом», затвердженого постановою КМУ від 21.03.2002 р. № 352 (далі – Положення), визначаються такі способи вручення повісток:

• через житлово-експлуатаційні організації, домовласників;

• через виконавчі органи сільських, селищних і міських рад, де немає військових комісаріатів;

• через керівників підприємств, установ, організацій, навчальних закладів незалежно від підпорядкування та форми власності.

Цей перелік є вичерпним, тому вручення повісток у громадському транспорті, біля станцій метро, на вулиці та в інший спосіб, не передбачений Положенням, – є незаконними.

До того ж, відповідно до п. 68 Положення в особових справах призовників повинен зберігатися корінець повістки з підписом призовника про те, що його попереджено про день і час явки у районний військовий комісаріат. Тобто повідомлення має бути вручене призовнику особисто. Тому виклики, наприклад, по телефону, поштою або підписання повістки іншими особами не повинно рахуватись належним врученням повістки.

Законність перевірки документів

Працівники військкомату не мають права зупиняти людей призовного віку у громадських місцях та просити документи для встановлення особи, тому часто вони залучають працівників поліції для вчинення таких дій.

У свою чергу поліцейські можуть вимагати пред’явити документи тільки у визначених Законом України «Про Національну поліцію» випадках».

Так, відповідно до ст. 32 цього Закону:

Поліцейський має право вимагати в особи пред’явлення нею документів, що посвідчують особу, та/або документів, що підтверджують відповідне право особи, у таких випадках:

1) якщо особа володіє зовнішніми ознаками, схожими на зовнішні ознаки особи, яка перебуває в розшуку, або безвісно зниклої особи;

2) якщо існує достатньо підстав вважати, що особа вчинила або має намір вчинити правопорушення;

3) якщо особа перебуває на території чи об’єкті із спеціальним режимом або в місці здійснення спеціального поліцейського контролю;

4) якщо в особи є зброя, боєприпаси, наркотичні засоби та інші речі, обіг яких обмежений або заборонений, або для зберігання, використання чи перевезення яких потрібен дозвіл, якщо встановити такі права іншим чином неможливо;

5) якщо особа перебуває в місці вчинення правопорушення або дорожньо-транспортної пригоди, іншої надзвичайної події;

6) якщо зовнішні ознаки особи чи транспортного засобу або дії особи дають достатні підстави вважати, що особа причетна до вчинення правопорушення, транспортний засіб може бути знаряддям чи об’єктом вчинення правопорушення.

В усіх інших випадках вимога працівників поліції, навіть якщо вони покажуть свої документи, буде незаконною.

Законності затримання військовозобов’язаних

Особу може бути затримано в рамках кримінального провадження або адміністративного провадження.

Відповідно до Кримінально-процесуального кодексу України поліцейські можуть затримати особу виключно за рішенням суду або безпосередньо в момент вчинення правопорушення (ст. 207 Кримінально-процесуального кодексу України).

В рамках адміністративної справи стосовно військовозобов’язаного, який ухиляється від строкової служби, поліція може провести адміністративне затримання особи, але не більше, ніж на 3 години (ст. 263 Кодексу України про адміністративні правопорушення).

Адміністративне затримання може проводитись лише у виключних випадках (ст. 360 Кодексу України про адміністративні правопорушення)з метою:

• припинення адміністративних правопорушень, коли вичерпано інші заходи впливу, встановлення особи;

• складення протоколу про адміністративне правопорушення у разі неможливості складення його на місці вчинення правопорушення, якщо складення протоколу є обов’язковим;

• забезпечення своєчасного і правильного розгляду справ та виконання постанов у справах про адміністративні правопорушення.

Отже, для законності дій поліцейських в момент затримання військовозобов’язаного необхідне відкрите кримінальне провадження за ст. 335 (Ухилення від призову на строкову військову службу, військову службу за призовом осіб офіцерського складу) Кримінального кодексу України або розпочате адміністративне провадження за ст. 210-211-6 КУпАП (Порушення військовозобов’язаними чи призовниками законодавства про військовий обов’язок і військову службу; Порушення законодавства про оборону, мобілізаційну підготовку та мобілізацію; Умисне зіпсуття обліково-військових документів чи втрата їх з необережності; Неявка на виклик у військовий комісаріат тощо), а також необхідною є обґрунтована підстава, передбачена законодавством для проведення затримання.

Відсутність провадження або підстави при затриманні призовника буде свідчити про наявність складів злочинів у діях поліцейського або поліцейських, передбачених ст. 365 (Перевищення влади або службових повноважень працівником правоохоронного органу) та ст. 371 (Завідомо незаконні затримання, привід, домашній арешт або тримання під вартою) Кримінального кодексу України.

Якщо затримання було вчинено працівниками військкомату з мотивів доставлення призовника до військкомату, таке затримання у будь-якому випадку буде свідчити про наявність складу кримінального правопорушення, передбаченого ст. 146 ККУ (Незаконне позбавлення волі або викрадення людини) через відсутність у працівників військкоматів повноважень на затримання осіб.

Куда обращаться в случае, если вы стали жертвой облавы военкомата, вас принуждают пройти медкомиссию, насильно удерживают на областном сборном пункте или отказываются принять заявление с отказом от принятия военной присяги или службы в целом.

1. В Национальную полицию Украины по телефону 102 с заявлением о похищении человека и противоправным лишением свободы. Все звонки записываются и будут служить доказательством в суде.

2. Горячая линия Министерства обороны Украины: 0 800 50 04 42, 0800500410, Приемная Министра обороны Украины - +38 044 238-74-85. Приемная первого заместителя Министра обороны Украины - +38 044 454-43-24

3. В Главное управление Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины с заявлением о похищении человека сотрудниками военкомата и превышением служебных полномочий: (044) 454-73-08 в рабочее время; (044) 454-73-03 в нерабочее время.

4. В Государственное бюро расследований Украины с заявлением о похищении человека сотрудниками военкомата и превышением служебных полномочий. Территориальное управление, расположенное в Полтаве. Распространяет свою деятельность на Днепропетровскую, Полтавскую, Сумскую, Харьковскую области. Контактный номер телефона (дежурный) +38 (095) 698 57 02

5. В Харьковскую правозащитную группу: (057) 700 62 81, (057) 714 35 58, моб. +380 50 405 3015

6. Немедленно оповестить родственников, друзей, личного адвоката!

Напомним, недавно Правительство Украины опубликовало телефоны, по которым следует жаловаться на нарушения законов и прав человека, которые происходят в военкоматах:

«Горячие линии» call-центра Генерального штаба Вооруженных Сил Украины (тел. 0 800 500 410) и Главного управления персонала Генерального штаба Вооруженных Сил Украины (тел. 0 800 500 051, (044) 226 23 60).

Стоит добавить, если бы Минобороны проводило качественный отбор не контрактную службу и пресекало коррупцию в своих подразделениях, то желающих служить по контракту было бы намного больше. Следовательно, отпала бы надобность в принуждении к службе молодежи.

Так, например, во вторник, 6 октября, в Харькове на взятке был пойман руководитель одной из воинских частей ВСУ. Его задержали оперативники управления стратегических расследований в Харьковской области, следователи областного управления полиции совместно с военной прокуратурой Харьковского гарнизона и СБУ. В служебном кабинете заместителя начальника штаба воинской части правоохранители изъяли 15 000 гривен неправомерной выгоды.

За указанную сумму майор ВСУ пообещал посодействовать в продлении контракта и решить вопрос о назначении на должность военнослужащего.

Сейчас офицер ВСУ задержан в порядке статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса Украины. Решается вопрос о сообщении ему подозрения в совершении уголовного преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 368 Уголовного кодекса Украины.

За вымогательство и получение неправомерной выгоды майору ВСУ может грозить лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

Не лучше обстоят дела и в военных комиссариатах Харькова, где отдельные военкомы используют данную им государством власть не только для насыщения армии немотивированной молодежью, которой армия не интересна и безразлична, но и для того, что бы набивать собственные карманы за счет призывников. Так, в сентябре текущего года правоохранители разоблачили преступную «схему» вымогательства и получение взятки от военнообязанных граждан.

Военный комиссар Харьковского комиссариата области требовал от мужчины деньги за беспрепятственную постановку на воинский учет и получение военного билета.

22 сентября комиссар был задержан сразу после получения 8500 гривен взятки. Деньги изъяты с места происшествия.


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling