Денег в стране явно не хватает: если бы хватало, то проценты за кредиты и депозиты были бы совсем иными. Да, денежного рисования до обеспечения объективно заслуженного уровня купюрного количества избалованная экономика «политически не выдержит», но спрос будить всё равно надо. Без него — производство не имеет ни смысла (никто не купит), ни возможностей (дорогие кредиты).
«Рисовать деньги» было бы хорошо и для решения социальных задач — все же те, кто рисунки получит, от них в итоге выигрывает, несмотря на автоматически нарисованную инфляцию: раздали-то не всем, а теряют — понемножку все, так что получившие все-таки имеют суммарный плюс за счет распространения потери (но уже без денег!) на всех остальных.
Особенно стимулирование спроса и решение социальных задач необходимы с учетом требуемого от Украины НДС, ведь желаемое Европой обложение именно добавочной стоимости — это в значительной степени удар как раз и по спросу, и по социалке.
Ну а чтобы и нарисовать, и не потерять, рисовать надо не деньги, а их полуполноценные заменители — чтобы обойтись (главное!) без роста цен и колебаний курса-«градусника».
Итак, государство раздает беднейшим слоям нарисованные до объективно требуемого уровня денег в стране именные социально-налоговые сертификаты — СНС. По-украински — СПС (« СПаСибі»).
Вариант: на бланке сертификата отражаются все его хозяева по очереди.
Потратить эти ценные частично деньгозаменяющие бумаги можно только на покупку украинских товаров, работ или услуг, предприятия же могут их тратить не только на нечто украинское (но не на зарплату!), а еще и на уплату налогов, правда — уже с учетом неких устанавливаемых ограничений.
Чтоб на полученных так налогах не потерять, СНС, равные нарисованным и возвращаемым через налоги их суммам, государство размещает кое-где принудительно:
ими например, выдается часть гривни при обмене СКВ (пусть учитывают при ее покупке!),
возможно — прирост пенсий или стипендий, некие премии,
но главное — ими и само государство рассчитывается за всё украинское;
вот в этих рамках реального использования налоги через сертификаты и принимаются, что учитывается при объявлении перечня замещаемых СНС платежей.
Тогда — никакого давления на бюджет страны.
Принимать СНС в оплату — для других субъектов предпринимательства не обязательно, только добровольно, это принципиально. Именно благодаря тому, что кто-то принимает, а кто-то — нет, не растут цены:
у тех, кто их не берет, спрос из-за этого и так падает (в лучшем случае — не растет), ведь покупатели уходят к тем, кто берет, так что цены они не поднимут;
те же, кто СНС принимает, цены не повысят тоже — ради тех, у кого этих СНС нет и для кого ничего не изменилось, но кто в случае чего перебежит к не принимающему, а терять их ради «не совсем полноценных» жалко.
Если же отказываться от приема СНС никто не станет, можно ограничить варианты их использования — например, не принимать их в уплату налогов. «Отказники» необходимы, ведь именно они будут держать цены.
Допгарантией здесь может стать вменяемая обязанность на определенный период не повышать цены (и рентабельность) в обмен на право принимать СНС.
Народ получает социальную поддержку, предприятия — возможность получить новых покупателей и оплатить за их счет укрсырье или укрналоги, а экономика — толчок, ведь эти «недоденьги» вряд ли пойдут в кубышку или в обмен на СКВ, поскольку получают их беднейшие.
Общий итог — «завод» экономики с приоритетом отечественного производителя плюс заодно — частичное решение соцзадач очень адресной монетизацией через выброс полуденег без роста цен и падения курса (ведь на валюту сертификаты не обмениваются). Когда денег в стране не хватает (о чем говорят высокие проценты), такое — возможно.
Кроме того: кто больше платит налогов, тот больше может их принимать, а это уже сработает на улучшение платежной налоговой дисциплины.