После посещения на этой неделе Харькова двух основных кандидатов в президенты, вопрос о люстрации стал еще более актуальным.
Причем, претензий к самим лидерам предвыборной гонки как раз меньше всего, а вот созерцание окружения, увы, заставляет смотреть на будущее без оптимизма.
Если от Тимошенко и ее команды, в общем-то ничего нового ожидать не приходится – все люди и так пребывают в нынешней структуре власти, их потенциал и методы давно известны, что такое админресурс они знают не понаслышке, а большинство из них за последние годы прошли огонь, воду и медные трубы. Очевидно, что в триаду блаженейшего Любомира Гузара «профессионализм, порядочность, патриотизм» впишутся лишь единицы. Да и сама Юлия Владимировна, измученная неволей, кажется, так до конца и не осознала, что требование Майдана «Юле волю, а не владу», – реальное отображение нынешних чаяний общества. Постреволюционный запрос на свежесть, моральность, креативность, чистоту помыслов и методов достижения результата явно диссонирует с политсилой, которая последнее десятилетие варится в общем котле продажной и затхлой украинской политики.
Другое дело заманчивое предложение «Жить по-новому!». Кто же, согласитесь, откажется? Пусть даже если оно исходит из уст основателя Партии регионов, апологета медведчуковской СДПУ(о), любого друга при Ющенко, министра при Януковиче. Однако, встреча Петра Алексеевича с харьковчанами, как по мне, выглядела удручающе. Попасть на нее можно было только по пригласительным для своих, людей для заполнения зала Дворца студентов Юракадемии свозили из области, а вопросы к кандидату жестко фильтровались. Но больше всего поразила публика: перебежчики, кучмисты, осколки Партии регионов, приспособленцы БЮТ, не находящие себе места со времен НСНУ партийцы, вылезшие ниоткуда нафталиновые чиновники. Все время, мне хотелось спросить, а знают ли эти достопочтенные мужи имена Жени Котляра и Влада Зубенко – двух харьковчан «Небесной Сотни», чьи имена на Майдане святы для каждого патриота. Кто из них хоть раз побывал на харьковском Евромайдане или готов был пожертвовать собственным благополучием ради свержения режима Януковича? Неужели они действительно думают, что можно повторить 2005 год или остаться у кормушки, как это не раз бывало после общественных катаклизмов в новейшей отечественной истории? Поговорив со многими из тех, кого принято называть местной элитой, я убедился, что они действительно убеждены – ничего радикального в стране не произойдет. У власти останутся те, кто правил прошлые десятилетия, только лозунги: «Бандитам тюрьмы» и «От стабильности к благополучию!» заменят «Жить по-новому» с возможными вариациями. Их давно не терзают муки совести, и даже мало тревожит, что в Украине идет война. Они боятся как огня только одного слова – «люстрация». И если общество на самом деле хочет кардинальных преобразований, за что пролито уже столько крови, то без нее никак не обойтись. В Верховной Раде сейчас зависли 4 люстрационных проекта. Посему одним из главных требований гражданских активистов на местах должно стать создание люстрационных комитетов в регионах, которые бы формировались снизу. Систему надо менять пока она еще не поросла мхом. В противном случае совсем скоро нас ждет общественное разочарование, способное привести к самым непоправимым последствиям.