В Харькове найдется немного людей, которые бы не считали Кернеса бандитом. Даже те, кто его обожествляет, уважает или верноподданнически служит нынешней городской власти, в глубине души признают, что Геннадий Адольфович гениальный мошенник.
Имея давние и тесные связи с криминальным миром, блестяще овладев искусством манипуляции, пройдя все ступени шулерства от банального наперсточничества до умения обходить законы на самом высоком уровне, ГАК давно стал для Харькова своего рода маленьким януковичем. Еще вчера, казавшийся всесильным и непотопляемым, злой гений «первой столицы» в ближайшее время рискует нарваться на серьезные неприятности и угодить за решетку. Причем, в отличие от своего соратника Добкина, вовсе не по политической статье, а по обвинению в криминальных злодеяниях: похищении людей, пытках и угрозах убийства.
В том, насколько министр МВД Аваков сводит счеты со своим давним недругом, и не перегнул ли он палку в деле Кернеса, оставим разбираться суду и правоохранительным органам. Как по мне во всей этой истории важно другое. На примере дальнейшей судьбы эпатажного мэра можно будет четко сказать, каковы плоды революции и не станет ли Евромайдан очередным разочарованием для жаждущих преобразований граждан.
Всем здравомыслящим харьковчанам, начиная с побоища на Клочковской и заканчивая недавним штурмом ХОГА, роль криминального авторитета Гепы в деградации города очевидна. Им не надо рассказывать о «золотых» лавочках в метро или вырубке деревьев в парке Горького, что такое «помножить на ноль» или пометить зеленкой. Всё это понты для приезжих. Харьковчане уже давно живут в атмосфере всепроникающего страха, отсутствия свободомыслия, оппозиционных СМИ, тотальной коррупции, парализованного бизнеса, продажной милиции, откатов, взяток, неприкрытого хамства, лицемерия, приспособленчества. При режиме Януковича система власти, построенная Кернесом, внешне казалась относительно эффективной. Предприниматели в принудительном порядке скидывались на детские площадки, телефонное право заменяло действие судов, круговая порука подавляла существующие демократические институты, а правоохранители закрывали глаза на откровенный беспредел. Если революция достоинства и криминально–освободительная война действительно приведут к смене системы власти, а не замене вчерашнего прокурора на позавчерашнего, то в такой матрице Геннадий Адольфович просто окажется не у дел. Да и при всей своей юридической педантичности отвечать за злодеяния рано или поздно все равно придется. Причем, не только перед судом Божьим.
Фантастически работоспособный, пассионарный, умеющий учиться и влиять на людей, маленький янукович по многим вопросам мог бы дать фору своему недавнему шефу. Но личная драма ГАКа в том-то и заключается, что, будучи внешне успешным мэром второго по населению города страны, он так и не сумел вырасти в государственного деятеля. В 2002 году Добкин и Кернес решили обзавестись мандатами народных депутатов, но если первому это удалось, то второго Кушнарев просто не пустил баллотироваться по центральному округу, возможно, сломав карьеру яркому и неординарному политику. С тех пор криминальный авторитет Гепа стал всесильным секретарем горсовета, мэром, миллиардером, любимцем бабушек и даже полноправным хозяином Харькова, способным фальсифицировать любые выборы, но далее, чем другом Кадырова и проводником пророссийских интересов, в украинской политике никак себя не проявил. За него нет смысла заступаться Ахметову, он мало интересен Кремлю и уж совсем, как кость в горле олигархам типа Коломойского или Ярославского. Поэтому строить из себя узника совести и политического гонителя при нынешнем маховике колеса истории будет, как минимум, нелепо. Хватит Харькову Михалмарковича – боливар уж точно не вынесет двоих.
Впрочем, злопыхателям нынешнего мэра в предвкушении вендетты рано потирать руки. Бывали времена хуже, но не было подлее. Кернес умеет держать удар, мастак на юридические кульбиты и всевозможные закулисные игры, а об его умение договариваться с нужными людьми ходят легенды, что является неотъемлемой составляющей его криминального таланта. Именно поэтому история с ГАКом интересна, прежде всего, тем, что должна стать сигналом обществу – насколько серьезно все то, что декларирует новая власть. Мало скинуть большого Януковича и прокричать бандитам тюрьмы. Это мы уже проходили, и чем заканчивается, тоже хорошо знаем. Нужно менять правила игры и систему власти, после чего эпоха кернесов безвозвратно канет в Лету. Харьков, который сегодня реально является центром Восточной Украины и оплотом сопротивления сепаратизму в регионе, очень нуждается в таком сигнале. Поэтому речь сегодня идет не о реванше или сведении личных счетов, а об альтернативах дальнейшего развития города. Будет он, как и прежде, оставаться криминальной столицей, впадая все более в трясину провинциализма, или пройдет процесс самоочищения, вдохнет свежий воздух и возродит былую славу интеллектуально-культурного мегаполиса.
И напоследок одно пожелание к городским властям.
Долгие годы над мэрией Харькова висел флаг ЕС. После того, как российские боевики его сорвали и водрузили над горсоветом триколор, символ Европейского Союза незаметно для всех куда-то исчез. Да, российский быстренько сняли, но флаг ЕС назад не повесили. Его просто стыдливо заменили еще одним зеленым с рогом изобилия. Если мы все-таки собираемся строить европейский Харьков, то верните возле здания, где принимаются решения о судьбах города, знамя Европейского Союза. Для многих горожан это будет еще одним позитивным сигналом, в какую сторону мы планируем двигаться. Если, конечно, речь идет о движении, а не о красивом топтании на месте.