Налоговому кодексу-2016 (да, по новой традиции он кардинально меняется для удобства плательщиков ежегодно!) и Госбюджету-2016 крупно не повезло: они попали под политику. Если бы налоговые изменения, как и положено, принимались не позже, чем за полгода до их вступления в силу, то есть в июне, они бы этой участи избежали. Но поскольку ленивый Минфин подготовил всё опять для принятия скопом и не глядя в предновогоднюю ночь — собственно тексты новаций за это время перестали уже кого бы то ни было интересовать: подошел срок, когда можно менять Премьера и Правительство, а это оказалось гораздо важнее скучных и непонятных цифр и букв.
У Парламента для рассмотрения документов скрупулезно и по существу банально не осталось времени — проследить депутаты успеют разве что наличие конкретных льгот по той или иной отрасли, которая и делегировала их в Раду, остальное уступает место политике — неприкрытой в своей бесстыжей наготе.
Судя же по курсу, который авторы из Минфина заложили в свои проекты,— 24,1 гривни за доллар в среднем на будущий год, уважаемый Минфин реальностью цифр тоже был не очень обеспокоен — как и соблюдением законодательно установленных сроков внесения, при которых финансовое планирование в стране имело бы хоть какой-то смысл. Между прочим, на текущий год был заложен изначально курс 12, а дальше уже корректировали по ходу процесса вместе с бюджетом. Вспоминаю, как в 90-е в аналогичной ситуации корректировали очередной ночной Закон о Госбюджете: в доходах и расходах меняли одну только крайнюю цифру — но не правую в числе, а левую! Традиции сохраняются: американцы просили бюджет — нате вам бюджет, а там извините, если что не так.
Сохраняется и традиция принимать непонятно что: напомню — на 2015-й глобальные налоговые изменения и бюджет были проголосованы на слух без окончательных текстов, которые депутаты впервые увидели лишь в газетах, при этом даже оглашались ещё не сами законы, а их общие концепции, согласованные советом коалиции без участия остальных сонных депутатов, взятых элементарно на измор.
Сейчас подобный фокус уже не пройдет. За вариант Минфина, если верить Юрию Луценко, не будет голосовать даже фракция Президента. Хотя срочно прилетевшая с Луны министр финансов была назначена как раз по их квоте, теперь БПП в качестве арбитра нации стоит во всём белом над схваткой, в каковой схватке за проекты их собственного президентского Минфина остался только одинокий Народный фронт. Что в этих схватках родится, уже понятно: или ничего вообще (80 голосов от НФ мало, а больше не предвидится), или ничего хорошего.
Фрикции фракций обещают, конечно, много интересного, но пока ещё — всеми ненавидимый Премьер готов отвечать за продукты [без]деятельности не своих министров, навязанных братской силой,— в то время, как сама эта сила вместе с хозяином умывает руки. Как-то не по-коалиционному и не очень перспективно.
На этом фоне альтернативный проект Налогового кодекса от депутатов, предложенный, кстати, значительно раньше, чем Минфином, не спеша отрабатывающим гранты, имеет гораздо лучшие шансы. Просто как-то странно получается: в Правительство президентская сила делегировала тетю с Луны, в то время как в Раде её работу выполняет глава профильного комитета от той же силы. При этом никто голову пеплом не посыпает и никакого когнитивного диссонанса не испытывает: такое впечатление, что кто надо — сработал плохо, подставив кому надо ножку в самый пикантный момент, а кто надо — сработал оттуда же хорошо.
Это всё замечательно, но причём тут налоги? Лично я шел в Раду не в говне этом межпартийном ковыряться, а заниматься делом — наивно полагая, что, обсуждая налоги и бюджет, имеют в виду именно налоги и бюджет.