Кузнецы российского шовинизма. Часть 1: У истоков "болезни"

Законы и уроки прошлого даются для того, чтобы их знать и учитывать в современном и будущем времени. Одни народы учитывают уроки прошлого и делают правильные выводы, а другие упорно не желают учится в матушки-истории.  К примеру, империалистическая борьба за раздел колоний, имевшая место в  прошлом, сегодня недопустима. Такие нормы выработало мировое сообщество во второй половине ХХ в.

Однако есть некоторые государства, которые нарушают правила цивилизованного общежития. Такое варварское и лживое поведение демонстрирует сегодня правящая  элита  РФ во главе с президентом В. Путиным. Только в последние годы она  развязала кровавые  конфликты  на Кавказе, Молдове, Украине.  Сам президент России давно и не стесняясь высказывал имперские амбиции. У всех на слуху те же слова относительно Украины в разговоре с Дж. Бушем в  2008 г. : Ты же понимаешь, Джордж, что Украина — это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий — это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами! [1]. Тоже словоблудство и в 2014 г. «Крым  –это наше общее достояние, это стратегическая территория должна находиться под устойчивым суверенитетом, который по факту может быть только российским" ». [2].

Но проблема не столько в президенте, сколько в той части российского общества, которое вырабатывает и пропагандирует имперскую идеологию. Передо мною книга  «Русская доктрина», вышедшая в  2008 г. в Москве (первое издание !). Она имеет немного-немало 862 страницы, написанных   64 авторами, экспертами и консультантами. Среди последних есть не просто журналисты- пропагандисты типа  Егора Холмогорова, который учился на историческом факультете и непонятно, имеет ли вообще высшее образование или нет. Среди авторов люди с научными званиями, пишущие  книги. Например, Я. Булгаков, кандидат исторических наук, доцент МГУ, А. Кобяков – кандидат экономических наук МГУ, В. Аверьянов – доктор философских наук, А. Анисимов – кандидат экономических наук и т. д.

Есть среди авторов и А. Бородай, который не только упражнялся интеллектуально, но и практически, например,  разжигал войну против Украины на просторах Донбасса. [3, с.4]. Уже в начале этого «бестселлера»  на шестой странице читаем, что  «Россия – это система стропил, поддерживающая свод над всеми народами мира, дарующая мировому целому равновесие и стабильность. Россия, даже когда она не претендует на то, чтобы быть центром мира, во всяком случае остается центром равновесия».  Вот так все «скромно». Украина вместе со странами Прибалтики значатся в «Доктрине» как «недружественные» страны, которые наносят ущерб интересам России [3, с. 670]. Эти наглядные примеры мировоззрения части российской «интеллектуальной элиты», подтверждают то, что российское общество имеет признаки хронической «болезни» под названием российского империализма.

Империализм в широком смысле – государственная политика, направленная на завоевание территорий, колоний, установление политического или экономического контроля над другими государствами.

Но империализм это следствие, а не причина. Если зреть в корень, то причина в психологии  значительной части российской интеллигенции, которая вырабатывалась столетиями  Главные бациллы – шовинизм и мессианизм. Обратимся к словарям:  «шовинист» – человек с «наступательными и хищническими стремлениями по отношению к другим национальностям, пропитанный человеконенавистничеством; защищающий все свое, хотя бы и вредное, не видящий у себя на родине никаких  недостатков».

«Мессианизм – историко-социологическая концепция, отводящая тому или другому народу исключительную, ведущую роль в историческом процессе». Проще говоря, если правящая элита любого государства возносит свою нацию над всеми другими, предписывая ей главную роль в мировом развитии и унижает  другие нации, указывает,  как им жить, с кем дружить и т. д. значит, мы имеем дело с шовинизмом. Практическим воплощением такового мировоззрения есть попытка насильственного захвата территории других народов.

Идеология шовинизма в российском обществе имеет глубокие корни. Её  истоки видны в тот период, когда происходило становление Московии как государства. Главная роль тут принадлежала духовенству.

Московский митрополит Зосима (1490–1494 гг.) известен в истории как большой развратник, человек «подверженый греху пьянства», еретик. Именно такие характеристики дают ему исследователи Русской православной церкви [4]. По иронии судьбы именно с митрополитом Зосимою связывается зарождение новой шовинистической идеологии известной под названием «Москвы–нового града Константиново».

 В 1492  г. появляется его работа под названием «Изложение пасхалии», или «Извещение о пасхалии». В предисловии автор ссылаясь на Евангелие пишет: «И будут первые последними и последние первыми». Далее Зосима вспоминает первого «православного» царя Константина и его деяния, связанные с основанием Константинополя (Царьгорода или Нового Рима), возведением христианства в ранг государственной религии. Особый акцент Зосима делает на московском царе Иване ІІІ (1462–1505 гг.), «Государя и самодержца Всея Руси, нового царя Константина новому граду Константину – Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя» [ 5, с. 378], Перед нами ряд мифических идей. Первая – опираясь на религиозный текст, автор умышленно первенство приписывает грекам, которых сменят московиты. На самом деле в Евангелии ничего не сказано ни о греках, ни о московитах.

 Вторая – римский император Константин I Великий (306–337 гг.) изображается как первый православный царь, хотя на самом деле тогда еще не было раздела христианства на католиков и православных. «Константин и град Константина здесь не просто почетный объект сравнения, – пишет известный исследователь российской литературы Я. Гурье, а единственный духовный центр мира, прославленный Богом; перед нами та самая идея перехода мирового значения Византии на Русь (Московию. – О.Я.)» [5, с. 379, Гурье]. И далее, Зосима не просто сравнивает  Ивана ІІІ с Константином Великим, «речь идет о противопоставлении, вытеснении Москвою Константинополя».

Интересен еще один факт, московский царь подаётся не только как государь, властитель Всей Руси, но и как властитель иных многих земель. Вот так, ни много ни мало, хотя территория Московии на то время включала только центральную европейскую часть современной России. Всего лишь несколько десятилетий назад,  в 1470-х гг. Москва уничтожила Новгородскую республику, а в 1485 г. ещё одного соперника – Великое княжество Тверское. К слову, аннексия этих земель происходила под лозунгом защиты православных от католиков [6, с. 35].

С эпохой правления Ивана ІІІ связано появление на политическом поле римо-византийской эмблемы – двуглавого орла. Правда, первая ее фиксация более ранняя и связана с украинскими землями. Утверждение нового герба должно было зафиксировать мировой статус Московии, ее наследственность в отношении империй прошлого. Аналогичное значение имел еще один факт – вторая жена Ивана ІІІ София Палеолог происходящая из последней династии правителей Византии. Ее отец Фома Палеолог был братом последнего греческого императора. София Палеолог не была прамой наследницей.

В 1498 г. состоялось торжественное венчание  по новому обряду внука Ивана ІІІ Дмитрия. Последний, как известно, был репрессирован,  а царем стал Василий  ІІІ (1505-1533 гг.). В московской литературе того времени  летописный отрывок «Чин венчания», «Повесть начинающаяся с разделением вселенной Августом», «Сказания о князях Владимирских Пахомия Логофета, «Послании о Мономаховом венце» Спиридонова-Савы и т.п.  всплывают регалии якобы связаны с именем византийского императора Константина Мономаха (1042-1055 гг.), перешедшие киевскому князю Владимиру Мономаху (1113-1125 гг.) и  далее в Москву.

Наиболее известна сегодня так называемая шапка Мономаха. В некоторых из этих произведениях всплывает миф о еще более глубокой родословной московских князей – от римского императора Цезаря Августа [27 г. до н.э.-14 г. н.э.]. Идеология мономахового, как и цезаревого наследия также понятна и проста – поднять статус московских князей до уровня мировых правителей, а Москвы до уровня мировой столицы.

Окончательно шовинистические воззрения в Московии воцарились в святи с формированием  теории «Москва–третий Рим». Более-менее внятно ее высказал Филофей Псковский монах Елиазаровского монастиря в послании к дьяку М.Г. Мисюрю Мунехину в 1524 г.

Сокровенная фраза монаха звучит в переводе на современный русский язык так: «Церкви же вместо римской и константинопольской есть в богоспасенном городе Москве в церкви Успения Пречистой Богородицы она единственная во вселенной ярче солнца светит. Две вести христолюбивые и боголюбивые как и все христианские царства закончились и сошлись воедино в царстве нашего государя, по пророческим книгам в Ромейское царство. Ибо два Рима упало, а третий стоит, четвертому же не бывать». Далее идет объяснение, что Рим это не просто город «Рим это весь мир»  [7, с. 345].

Вот так монах решил перенести центр мира в Москву  к церкви Успения, которая единственная в мире « ярче солнца светит». Понятно и то, что царь и вся Московия не просто мировой центр, а окончательный и бесповоротный ведь после него других центров не будет. Все эти фантазии нашли дальнейшее распространение в разной литературе Московии и утверждались в умах общественности.  Более того, они были возведены в ранг официальной церковной доктрины, что фиксирует  Уложенная грамота Московского Священного Собора. 1589 г.  

Напомним, что именно в этом году Московская митрополия стала патриархатом, тоесть поднялясь в церковном ранге как наивысшая церковная структура. Не будем расписывать все интриги Б. Годунова и К.  против константинопольского патриарха Иеремии, который не имея финансов и находясь под. турецкой властью искал источники для существования.  В «Уложенной грамоте» провозглашалась уже известная идея Москвы – третьего Рима, а московского царя единственным христианским царем во всем мире. «Понежъ убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, Вторый же Рим, иже есть Костянтинополь, агарянскими внуцы — от безбожных турок — обладаем; твое же, о благочестивый царю, Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое во едино собрася, и ты един под небесем христьянский царь именуешись во всей вселенней, во всех христианех» .

Таким образом, эгоцентрическая идея богоизбранности Московии и ее царей приобретает статус официальной политической доктрины. Москва– центр мира и центр христианской цивилизации, а ее цари живое божественное воплощение.  И не важно, что «божественное царство» и его войска успешно громили уже в ХУІІ в. украинские казацкие войска гетмана П. Сагайдачного, И. Выговского, П. Дорошенко или польских королей. История не раз давала урок российской элите, намекая, что наибольший грех – это гордыня, желание поставить себя над всеми, предсталять себя центром Вселенной. Усвоят ли его  сегодня в России? Посмотрим.

1.  Газета «Комерсант» http://www.kommersant.ru/doc/87.

2.  Газета «Зеркало недели»  http://zn.ua/POLITICS/putin-my-ne-hotim-razdela-ukrainy-141372_.html

3.  Русская доктрина (Сергиевский проэкт) / Под ред А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова.– М.:  Яуза-пресс. 2008.-964 с.

4.  Стародубцев О. Личность митрополита Зосимы // http://www.pravoslavie.ru/sm/print5897.htm

5.  Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца ХV – начала ХVI века / Я.С. Гурье. – М.-Л. : АН СССР, 1960. – 528 с.].

6.  Генрі Р. Гуттенбах Витоки російського імперіалізму// Російський імперіалізм К. Видавництво Києво-могилянської академії, 2010 С.29-45.

7.     Послание старца Филофея… // Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция средневековой концепции. (ХУ-ХУІ вв). –М, Изд-во Индрик, 1998. –416 с.

8.     Уложенная грамота об учреждении в России Патриаршества. 1589 // http://www.sedmitza.ru/text/443574.