19 июля произошел глобальный сбой в работе устройств на операционной системе Windows. Во время загрузки компьютеров пользователи видят так называемый синий экран смерти (Blue Screen of Death, BSoD), который появляется при системных ошибках. Проблемы были зафиксированы во многих странах, в частности США, Великобритании, странах ЕС, Индии, Новой Зеландии, Австралии.
Украинские компании также начали сообщать о масштабных сбоях в работе. В частности, в работе системы по обслуживанию клиентов «Новой почты» произошел технический сбой, в работе приложения Sense Bank также наблюдаются трудности, а абоненты мобильного оператора Vodafone утром не могли совершать звонки.
Причиной сбоя стало обновление сторонней программы Falcon Sensor компании CrowdStrike, которая занимается кибербезопасностью. Представители сервиса подтвердили эту информацию журналистам. Также они отметили, что компания «откатила» обновление и сейчас работает с клиентами, которые пострадали вследствие сбоя. Глава CrowdStrike Джордж Курц подчеркнул, что происшествие не связано с кибератакой или проблемами с безопасностью.
Одновременно появились сообщения о сбоях в работе сервиса Microsoft 365 и облачной платформы Microsoft Azure. Эту информацию подтверждают данные Downdetector. В компании отмечают, что работу систем удалось частично восстановить, однако у некоторых пользователей все еще могут возникать проблемы. Сбой Azure также связан с обновлением CrowdStrike. В качестве причины проблем Microsoft 365 называют «изменение конфигурации» серверов Azure.
В результате сбоя нарушилась работа авиаперевозчиков, банков, теле- и радиовещательных компаний, а также множества других организаций по всему миру. Точное количество пользователей, которых коснулись проблемы с программным обеспечением Microsoft, пока неизвестно.
Несколько крупных американских авиакомпаний приостановили полеты. Некоторые европейские и австралийские авиаперевозчики предупредили пассажиров о возможных задержках рейсов. В некоторых аэропортах номера рейсов пришлось писать маркерами на доске.
Британский телеканал Sky News был вынужден прервать вещание. В Японии было закрыто 30% ресторанов сети быстрого питания McDonald’s из-за проблем в работе кассовых аппаратов.
Сбой повлиял и на работу информационных систем более чем десятка больниц в Израиле. В министерстве здравоохранения страны подчеркнули, что эти проблемы не скажутся на работе с пациентами.
На фоне сообщений о проблемах с программным обеспечением акции CrowdStrike упали на 15%, а ценные бумаги Microsoft подешевели на 2%.
Пока сложно оценить масштабы последствий сбоя. Проблемы длились несколько часов и до сих пор полностью не устранены. Некоторые СМИ уже называют этот сбой крупнейшим в истории.
Журналисты CNET отмечают, что последний раз сбой такого масштаба произошел в июне 2021 года. Он привел к проблемам у целого ряда интернет-компаний и сервисов, включая Amazon, Reddit, Spotify, eBay, Twitter, Twitch и Pinterest. Причиной сбоя стали нарушения в инфраструктуре облачной платформы оптимизации трафика Fastly. Тогда проблемы наблюдались около 45 минут.
Издание Data Center Knowledge пишет, что за последние 10 лет произошло 14 крупных сбоев в работе облачной платформы Microsoft Azure, длившихся по несколько часов. Некоторые из них произошли из-за внешних причин, например плохих погодных условий.
Полностью защититься, к сожалению, не получится. В некоторых случаях может помочь использование компьютеров с другими операционными системами. В заявлении главы CrowdStrike говорится, что сбой не затронул пользователей macOS и Linux. Использование дублирующих систем на альтернативных ОС позволит компаниям как минимум подстраховаться в случае возникновения подобных ситуаций.
Также предотвратить проблемы можно с помощью отключения автоматических обновлений. Это позволит избежать проблем с нестабильными релизами или непредвиденными конфликтами между системами. Но в любом случае их нужно устанавливать вручную, убедившись в надежности ПО.