Лонгриды

Вадим Скибицкий: Исход войны зависит не только от нас

война
Заместитель начальника ГУР МО Украины Вадим Скибицкий / Фото: Getty Images

Ситуация сейчас такая сложная, как никогда с первых дней полномасштабного вторжения России. И она может ухудшиться.

Об этом рассказал заместитель главы военной разведки Украины Вадим Скибицкий в интервью The Economist.

Он прогнозирует, что Россия прежде всего будет настаивать на своем плане «освобождения» всех восточных районов Донецкой и Луганской областей Украины — задача, неизменная с 2022 года. Он говорит, что Россия получила приказ «захватить что-то» до помпезного празднования Дня Победы в Москве 9 мая, или, если это не удастся, до визита Владимира Путина в Пекин неделей позже. «Наша проблема очень проста: у нас нет оружия. Они всегда знали, что апрель и май будут для нас тяжелыми».

Непосредственным предметом беспокойства Украины является ее опорный пункт в городе Часов Яр, от которого зависят ключи к дальнейшему российскому наступлению на последние крупные города Донецкой области. Вероятно, это лишь вопрос времени, когда этот город падет так же, как Авдеевка, которую россияне разбомбили до основания в феврале, говорит генерал. «Конечно, не сегодня-завтра, но все зависит от наших резервов и запасов».

Россия уже получила тактический успех на юго-западе в селе Очеретино, где была провалена недавняя ротация украинских войск. Российским войскам удалось прорвать первую линию обороны и создать важный плацдарм площадью 25 квадратных километров. Украина находится на определенном пути к стабилизации ситуации, в то время как Россия бросает «все, что имеет», чтобы достичь большего успеха. По словам генерала, российская армия уже не является такой напыщенной организацией, какой она была в 2022 году, и сейчас действует как «единый организм, с четким планом и под единым командованием».

Глядя на более широкий горизонт, руководитель разведки предполагает, что Россия готовится к наступлению в районе Харьковской и Сумской областей. Он предполагает, что основное наступление России начнется «в конце мая или в начале июня». По его словам, Россия задействовала 514 000 сухопутных войск, что превышает оценку в 470 000, которую в прошлом месяце озвучил генерал Кристофер Каволи, верховный главнокомандующий НАТО. По словам украинского разведчика, северная группировка России, которая базируется по ту сторону границы от Харькова, в настоящее время насчитывает 35 000 человек, но планирует расшириться до 50 000 — 70 000 военнослужащих. Россия также «формирует дивизию резервов» (то есть, от 15 000 до 20 000 человек) в центральной России, которую они могут добавить к основным силам.

Этого «недостаточно» для операции по захвату крупного города, говорит он, и это мнение разделяют западные военные, но может быть достаточно для выполнения меньшей задачи. «Быстрая операция, чтобы войти и выйти — возможно. Но операция по захвату Харькова или даже Сум — нет. Россияне это знают. И мы это знаем».

Май будет ключевым месяцем, говорит генерал, поскольку Россия применяет «трехслойный» план дестабилизации страны. Главный фактор — военный. Несмотря на то, что американский Конгресс с опозданием дал добро на увеличение военной помощи, пройдут недели, прежде чем она дойдет до линии фронта. Вряд ли она сможет сравниться с российскими запасами снарядов или обеспечить эффективную защиту от управляемых авиабомб.

Второй фактор — это российская дезинформационная кампания в Украине, направленная на подрыв украинской мобилизации и политической легитимности Владимира Зеленского, чей президентский срок условно заканчивается 20 мая. Хотя Конституция четко позволяет его продление на неопределенный срок в военное время.

Третьим фактором, по словам генерала, является неустанная кампания России по международной изоляции Украины. «Они будут расшатывать ситуацию любым способом».

Вдобавок к этому, и без того деликатный процесс мобилизации осложняется политической борьбой и нерешительностью в Киеве. Призыв на военную службу в значительной степени застопорился зимой после того, как Зеленский уволил руководителей военных комиссариатов. Парламенту понадобилось несколько месяцев, чтобы принять новый закон, который распространяет призыв на 25-27-летних и обязывает мужчин призывного возраста регистрироваться в новой базе данных.

Украинские чиновники опасаются, что следующая волна мобилизованных новобранцев приведет к появлению немотивированных солдат с низким моральным духом. Единственным спасением, говорит генерал, является то, что Россия сталкивается с похожими проблемами. Ее армия не отличается от профессионального корпуса, который начал войну. Но Россия все еще может бросить в бой еще больше людей, растягивая и без того напряженную оборону Украины.

Генерал Скибицкий говорит, что не видит способа для Украины выиграть войну на поле боя самостоятельно. Даже если бы она смогла оттеснить российские войска к границам — а это все более отдаленная перспектива — это не закончило бы войну. Такие войны могут закончиться только договорами, говорит он. Сейчас обе стороны пытаются занять «выгодную позицию» перед потенциальными переговорами. Но содержательные переговоры могут начаться не раньше второй половины 2025 года, считает он. К тому времени Россия столкнется с серьезными «встречными ветрами». Российские военные производственные мощности расширились, но достигнут плато в начале 2026 года, считает он, из-за нехватки материалов и инженеров. Обе стороны могут в конце концов столкнуться с нехваткой оружия. Но если ничего не изменится в других аспектах, оружие закончится в Украине первой.

Генерал говорит, что самым большим неизвестным фактором войны является Европа. Если соседи Украины не найдут способа дальнейшего увеличения оборонного производства, чтобы помочь Украине, они тоже в конце концов окажутся под прицелом России, утверждает он. Он преуменьшает значение 5 статьи НАТО, которая, по его мнению, может оказаться малозначимой на практике. «Русские захватят Прибалтику за семь дней», — несколько неправдоподобно утверждает он. «Время реакции НАТО — десять дней».

Храбрость и жертвенность Украины дали Европе многолетнюю фору, устранив непосредственную угрозу со стороны некогда страшных российских воздушно-десантных войск и морской пехоты как минимум на десятилетие, говорит он. Вопрос заключается в том, отблагодарит ли Европа за это, оставив Украину в игре. «Мы будем продолжать бороться. У нас нет выбора. Мы хотим жить. Но исход войны зависит не только от нас».


Теги:

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling