Мировые инвесторы сталкиваются с новой волной геополитических рисков после захвата Соединенными Штатами президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Этот шаг потенциально может открыть доступ к огромным нефтяным резервам страны и поддержать рисковые активы в более долгосрочной перспективе, однако в краткосрочной перспективе грозит бегством инвесторов в защитные активы с открытием торгов, пишет Reuters.
Президент США Дональд Трамп заявил, что Вашингтон возьмет под контроль Венесуэлу, в то время как Мадуро, которого США неоднократно обвиняли в построении «наркогосударства» и фальсификации выборов, в воскресенье находился в следственном изоляторе в Нью-Йорке в ожидании обвинений. Это первое столь прямое вмешательство США в Латинской Америке со времени вторжения в Панаму в 1989 году.
«Эти события напоминают, что геополитическая напряженность по-прежнему доминирует в заголовках и влияет на рынки», — отметил экономист Saltmarsh Economics Марчел Александрович. По его словам, рынки сейчас вынуждены работать в условиях значительно более высоких рисков, чем при предыдущих администрациях США.
Рынки начали 2026 год уверенно
На момент ударов финансовые рынки были закрыты, однако в первый торговый день года они стартовали достаточно уверенно: фондовые индексы Уолл-стрит завершили сессию в «зеленой зоне», а доллар укрепился по отношению к корзине ведущих валют.
Американские и мировые фондовые рынки завершили 2025 год вблизи рекордных максимумов, показав двузначный рост в сложный год, отмеченный тарифными войнами, политикой центральных банков и постоянными геополитическими рисками.
Бывший руководитель PIMCO Мохамед Эль-Эриан отметил в соцсети X, что экономическая и финансовая реакция на устранение Мадуро остается неопределенной.
По его мнению, при открытых рынках можно было бы увидеть расхождение динамики цен на нефть и золото: нефть могла бы подешеветь на ожиданиях роста венесуэльского экспорта, тогда как золото — подорожать как защитный актив на фоне неопределенности.
В прошлом году золото выросло до рекордных уровней — самых высоких за 46 лет — на фоне сочетания снижения ставок в США и геополитических кризисов.
Трамп заявил, что США будут управлять Венесуэлой до «безопасного, надлежащего и взвешенного перехода», не раскрывая деталей, и добавил, что не исключает применения американских военных.
События также вновь привлекли внимание к долговому кризису Венесуэлы — одному из крупнейших нерешенных суверенных дефолтов в мире.
Нефтяные перспективы без быстрых решений
Вскоре после захвата венесуэльского лидера Трамп заявил, что американские нефтяные компании готовы инвестировать миллиарды долларов в восстановление добычи нефти в Венесуэле. Теоретически это могло бы поддержать мировую экономику за счет снижения цен на энергоносители.
Цена на нефть в декабре превышала 62 доллара за баррель после того, как США заблокировали движение танкеров под санкциями, однако впоследствии стабилизировалась на уровне около 60-61 доллара.
«С инвестиционной точки зрения это может со временем открыть доступ к огромным запасам нефти», — отметил главный экономический стратег Annex Wealth Management Брайан Якобсен. По его словам, рынки часто переходят в режим избегания риска на ожиданиях конфликта, но после его начала могут достаточно быстро возвращаться к рисковым активам.
Соучредитель Cumberland Advisors Дэвид Коток считает, что потенциальное снижение цен на нефть в долгосрочной перспективе может положительно повлиять на фондовые рынки, однако вопрос заключается в сроках и в том, заложат ли рынки эти ожидания заранее.
В воскресенье большинство фондовых рынков стран Персидского залива закрылись со снижением, реагируя на падение цен на нефть и взвешивая риски избыточного предложения на фоне геополитической напряженности.
В то же время аналитики сходятся во мнении, что для существенного увеличения добычи в Венесуэле понадобятся годы. Нефтяная отрасль страны пришла в упадок из-за многолетних управленческих просчетов, недостатка инвестиций и национализации активов в 2000-х годах. Сейчас единственной крупной американской компанией, работающей в Венесуэле, остается Chevron.
Потенциальным инвесторам придется учитывать проблемы безопасности, изношенную инфраструктуру, правовые вопросы относительно операции США и риски длительной политической нестабильности.
Главный рыночный стратег Franklin Templeton Стивен Довер отметил, что действия США демонстрируют готовность действовать в одностороннем порядке и применять силу, что может подтолкнуть другие страны к увеличению расходов на собственную безопасность и усилить сомнения относительно роли доллара как безопасной валюты.
По его словам, в долгосрочной перспективе стабильная и экономически сильная Венесуэла могла бы стать важным источником нефти для мира, однако для этого нужны политическая стабильность и значительные инвестиции.
