Российские финансовые чиновники все чаще обращаются к президенту РФ Владимиру Путину с предупреждениями о возможном финансовом кризисе уже летом 2026 года.
Об этом пишет The Washington Post со ссылкой на источники, знакомые с внутренними дискуссиями в Москве.
По словам одного из московских бизнес-руководителей, который общался с изданием на условиях анонимности, кризисные явления могут проявиться уже через три-четыре месяца. Чиновники предупреждают, что падение доходов бюджета без нового повышения налогов приведет к росту дефицита, а на банковскую систему усиливается давление из-за высоких процентных ставок и масштабных корпоративных заимствований для финансирования войны.
Собеседник газеты отметил, что реальная инфляция в России, вероятно, существенно превышает официально заявленные 6%. Среди признаков растущего напряжения в экономике он назвал наибольшее количество закрытий ресторанов в Москве со времен пандемии и вынужденные увольнения тысяч работников из-за роста расходов.
Беспокойство чиновников и бизнеса усиливается на фоне более жесткого контроля Европы за поставками российской нефти. В частности, Европейский Союз рассматривает возможность полного запрета морских услуг, необходимых для транспортировки российской нефти, включая страхование и перевозки.
По данным The Washington Post, европейские ограничения и перехват танкеров так называемого «теневого флота» России представляют серьезную угрозу для страны. Российский ученый, близкий к дипломатическим кругам, заявил изданию, что речь идет не только об экономических рисках, но и о репутационных потерях для Москвы.
Экономист Немецкого института международных и оборонных вопросов Янис Клюге назвал экспорт российской нефти «очень уязвимым к перебоям в судоходстве», охарактеризовав его как «ахиллесову пяту» российской экономики. О росте уязвимости России к экономическому давлению также заявил бывший вице-президент Bank of America Merrill Lynch Крейг Кеннеди, который сейчас работает в Гарвардском университете.
В январе доходы России от продажи нефти и газа сократились вдвое в годовом измерении и составили 393,3 млрд рублей — это самый низкий показатель с июля 2020 года.
Кроме того, связанный с Кремлем Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования 2 февраля сообщил о фиксации банковского кризиса в России по формальным признакам и предупредил о высоких рисках «бегства вкладчиков», которые пока не проявляются из-за скрытого характера кризисных процессов.
