В супермаркете Харькова вспыхнул языковой скандал

В супермаркете «Метро» в Харькове произошел конфликт из-за отказа охранника говорить с посетительницей Марией Уманской на украинском языке. На видео, которое Уманская записала и выложила в соцсети, слышно, как мужчина в форме охраны возразил, что должен говорить с посетителями на украинском, и посоветовал харьковчанке «снять кастрюлю с головы».

Что известно о языковом конфликте и как на него отреагировал языковой омбудсмен, рассказывается в материале “Суспільне Харків”.

13 сентября Мария Уманская с мужем поехали в супермаркет «Метро».

«У нас была очень большая тележка. Мы спешили, а потому подошли к кассе самообслуживания, которые были пустыми. Возле касс стоял стенд, а на нем написано, что 25 товаров и оплата карточкой. За кассами стоял тот самый охранник и еще одна сотрудница зала. Мой муж подошел к ним и спросил: «Можем ли мы с вот таким объемом, который значительно превышает 25 единиц, воспользоваться этими кассами?» На что именно охранник нам сказал, что да можем, проблем не будет», — рассказала Уманская.

Женщина отмечает, что охранник отвечал на русском, но был вежливым. По ее словам, после сканирования трети товаров программное обеспечение кассы «зависло».

«Подбегает работница зала и начинает говорить, что нам нужно закрыть вот этот чек и перейти на другую кассу. На что мой муж говорит: «Вот этот человек сказал, что мы можем воспользоваться этой кассой». И указывает на охранника. Мы перемещаемся на другую кассу, муж раздражен, я раздражена. Муж охраннику говорит: «Вы же сказали, что можно. В чем проблема?». Подошел охранник и на русском и на «ты» начал обращаться к моему мужу. Я его попросила перейти на украинский и обращаться на «вы» и вызвать начальника охраны», — говорит Уманская.

По ее словам, после того, как они с мужем объяснили причину конфликта начальнику охраны, охранник, который говорил на русском, начал вести себя агрессивно.

«Со стороны моего мужа и меня не звучало никакого оскорбления. Далее произошло то, что я не успела зафиксировать на телефон. Вот этот охранник на глазах начальника начинает подходить к моему мужу и говорить, мол, отойдем. Далее я достала телефон, и этот товарищ отказался извиняться. Говорю — перейдите на украинский, а он начал убегать. Я выключила видео, и он буркнул про ту самую кастрюлю на голове. Как участница Евромайдана, я помню этот российский нарратив о кастрюле на голове. Я включила видео и пошла за этим человеком с требованием извиниться и повторить то, что он мне сказал», — сказала Мария Уманская.

Реакция супермаркета «Метро»

По словам Уманской, администрация супермаркета и фирмы-подрядчика, которая предоставляет услуги по охране, связались с ней, заверив, что охранника уволили.

«Метро» уже отреагировало, они меня заверили, что прекратили сотрудничество с этим человеком. Мне звонил директор именно этого магазина на Гагарина, извинился. Пригласил на личную встречу. Также со мной связались представители охранной фирмы, которая является подрядчиком. Они заверили меня, что разорвали контракт с этим человеком. Потому что видят его поведение недопустимым. Но я планирую обращаться в полицию и писать заявление по статье 161 Уголовного кодекса: это унижение моего достоинства по национальному признаку. А также я вижу в действиях охранника умышленное унижение памяти заслуг героев Революции Достоинства», — говорит Мария Уманская.

Пресс-служба сети «Метро» сказала “Суспільне Харків”, что начато расследование, сотрудничество с охранником прекратили.

«Дополнительно METRO Украина провела разъяснения по коммуникациям с клиентами со всеми нашими сервисными провайдерами. Наша команда сделает все необходимое, чтобы предотвратить повторение подобных ситуаций в будущем», — сказано в ответе на запрос.

Было ли нарушение языкового закона

Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Кремень считает, что конфликт в «Метро» имел признаки нарушения 30 статьи Закона о языке.

«Нарушение было, и причастный к нему должен понести наказание. Бесспорно, администрация должна была быстро отреагировать и на официальной странице извиниться перед посетителями и дать свой комментарий. Я стою на стороне посетителей, с видео видно, что по их просьбе сотрудник принципиально отказывался перейти на украинский язык. Нам достаточно того видеоматериала, который мы увидели в социальных сетях, чтобы начать соответствующие меры. Если говорить о возможных санкциях, это может быть штраф. Штраф на конкретного сотрудника. Возможно, даже на ряд других сотрудников, потому что нам нужно понимать, кто был приобщен к этому процессу еще», — сказал языковой омбудсмен.

Тарас Кремень говорит, что Харьков — один из немногих городов Украины, где до сих пор нет языковой программы.

«К сожалению, были языковые нарушения со стороны городского головы. Нарушения фиксируются и в сфере образования, и в сфере обслуживания, и в больницах. Над этим нужно работать. Для этого есть местная власть, есть закон, есть органы правопорядка, которые должны защищать права каждого гражданина. Подчеркну, Харьков — украинский город. Харьковчане в подавляющем большинстве переходят или уже перешли на украинский язык. Поэтому реакция на дерзость охранника понятна и оправдана», — прокомментировал Кремень.