Минцифра совместно с Госспецсвязью, НКЦК при СНБО и BRDO представили проект Национальной стратегии кибергигиены — документ, который должен определить подход государства к формированию культуры безопасного поведения онлайн в ближайшие годы.
Первый вице-премьер-министр — министр цифровой трансформации Михаил Федоров во время презентации подчеркнул, что стратегия должна помочь создать более безопасную цифровую среду и сформировать ответственное использование технологий.
Стратегия определяет три основные цели и содержит подробный план реализации с измеримыми показателями. Это позволит отслеживать прогресс и своевременно корректировать политику.
Советник министра цифровой трансформации Валерия Ионан отметила, что документ должен установить согласованные стандарты безопасности для государства, бизнеса и граждан, что станет логическим продолжением развития цифровых сервисов.
Проект предусматривает следующие ориентиры до 2030 года: повышение осведомленности о киберугрозах до 10%; внедрение стандартов безопасности в 90% государственных учреждений; сертификацию по кибергигиене для 80% госслужащих; интеграцию курсов в школьное образование и отдельные программы для уязвимых групп населения.
Стратегия опирается на европейскую Директиву NIS 2 и рекомендации ENISA, среди которых многофакторная аутентификация, управление уязвимостями, резервное копирование и регулярное обучение пользователей. В документе также учтены практики США, Эстонии, Сингапура, ОАЭ, Финляндии и Японии.
Заместитель министра цифровой трансформации по вопросам киберзащиты Виталий Балашов подчеркнул, что формирование навыков кибергигиены является частью национальной устойчивости.
К обсуждению стратегии присоединились представители государственных органов, финансового сектора, бизнеса и экспертной среды — в общей сложности более 150 участников.
По данным Минцифры, украинцы уже получили более 4,9 млн сертификатов на платформе Дія.Освіта, в том числе более 1,1 млн — именно по кибергигиене. Это, по оценке ведомства, свидетельствует о постепенном закреплении безопасного цифрового поведения как элемента повседневной культуры.