The Washington Post: Наступление Украины срывает секретные усилия по частичному прекращению огня с Россией

Украина и Россия должны были направить делегации в Доху в этом месяце для переговоров о заключении знакового соглашения о прекращении ударов по энергетической и силовой инфраструктуре с обеих сторон, что было бы равносильно частичному прекращению огня и дало бы обеим странам передышку.

Об этом пишет The Washington Post ссылаясь на неназванных дипломатов и чиновников, “знакомых с ходом обсуждений”:

Но непрямые переговоры, в которых катарцы выступали в качестве посредников и встречались отдельно с украинской и российской делегациями, были сорваны неожиданным вторжением Украины в западную Курскую область России на прошлой неделе. О возможном соглашении и запланированном саммите ранее не сообщалось.

Более года Россия обрушивает на энергосистему Украины шквал крылатых ракет и ударов беспилотников, нанося непоправимый ущерб электростанциям и вызывая отключение электроэнергии по всей стране. В то же время Украина наносит удары по российским нефтяным объектам с помощью беспилотников дальнего радиуса действия, которые поджигают нефтеперерабатывающие заводы, хранилища и резервуары, сокращая переработку нефти в Москве примерно на 15 процентов и повышая цены на газ по всему миру.

По словам чиновников, которые, как и другие, говорили на условиях анонимности, чтобы обсудить деликатную дипломатию, некоторые участники переговоров надеялись, что они могут привести к более всеобъемлющему соглашению о прекращении войны.

Готовность участвовать в переговорах стала для обеих стран своего рода сдвигом, по крайней мере, в отношении ограниченного прекращения огня. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Киев рассмотрит возможность полного прекращения огня только в том случае, если Россия сначала выведет все свои войска с украинской территории, включая Крымский полуостров, который Россия захватила и аннексировала в 2014 году. Владимир Путин потребовал, чтобы Украина сначала уступила четыре украинских региона — включая некоторые территории, на которых российских войск никогда не было, но которые Кремль объявил частью России.

Украинские и российские официальные лица не встречались лицом к лицу для переговоров с первых месяцев войны, когда делегации обеих сторон собрались на секретные переговоры в Стамбуле. В итоге эти переговоры провалились. Позже обе стороны договорились о зерновой сделке, в результате которой Россия временно сняла морскую блокаду, позволив Украине переправлять зерно через Черное море. Эта сделка тоже сорвалась спустя несколько месяцев, когда Россия вышла из нее. Другие попытки создать гуманитарные коридоры в основном провалились.

Дипломат, осведомленный о переговорах, сказал, что российские официальные лица отложили встречу с катарскими чиновниками после вторжения Украины на запад России. Делегация Москвы назвала это «эскалацией», сказал дипломат, добавив, что Киев не предупредил Доху о своем трансграничном наступлении.

Россия «не отменила переговоры, она сказала — дайте нам время», — сказал дипломат. По словам собеседника, хотя Украина все равно хотела отправить свою делегацию в Доху, Катар отказался, поскольку не считает одностороннюю встречу полезной.

В ответ на вопросы The Washington Post канцелярия президента Украины сообщила, что саммит в Дохе был отложен «из-за ситуации на Ближнем Востоке», но он состоится в формате видеоконференции 22 августа, после чего Киев проведет консультации со своими партнерами о реализации того, что обсуждалось.

Дипломат, проинформированный о ходе переговоров, сказал, что и Киев, и Москва в преддверии саммита сигнализировали о своей готовности принять это соглашение. Однако высокопоставленные чиновники в Киеве неоднозначно оценивали вероятность успеха переговоров: одни считали, что шансы на успех составляют 20 процентов, а другие, по словам двух человек, знакомых с ходом переговоров, ожидали еще худших перспектив, даже если бы штурм Курска не состоялся. Но запланированные переговоры и потенциальное соглашение, которое теперь отложено, повышают ставки на авантюру Зеленского.

Одной из причин, по которой украинские чиновники сомневаются в искренности России, является ее масштабная кампания по бомбардировке украинской энергетической инфраструктуры в последние недели. Новые бомбардировки могут оставить гражданское население без электричества на несколько часов в день в холодные зимние месяцы.

«У нас есть только один шанс пережить эту зиму, и то, если русские не начнут новых атак на энергосистему», — сказал украинский чиновник, проинформированный о ходе переговоров.

По словам украинских и западных чиновников, шаг Киева в сторону России, оккупировавшей около 20 процентов территории Украины, был отчасти направлен на то, чтобы дать Украине больше рычагов влияния на любые будущие переговоры.

Военные аналитики выражают скептицизм по поводу того, что украинские войска смогут удержать контроль над российской территорией. Москва также продолжает добиваться успехов в Донецкой области на востоке Украины и не перебрасывает оттуда войска для защиты нового украинского штурма.

Но хотя Киев, возможно, и улучшил свою будущую переговорную позицию благодаря захвату земель, вероятность предстоящих мирных переговоров, похоже, уменьшилась. На этой неделе Путин публично пообещал не смягчать свою позицию на переговорах из-за нападения на российскую территорию.

Дипломат, знакомый с ходом переговоров, сообщил, что Катар обсуждал договоренность о моратории на энергетический удар с Киевом и Москвой в течение последних двух месяцев. По словам чиновника, стороны договорились о проведении саммита в Дохе, осталось проработать лишь незначительные детали.

«После Курска русские отказались», — сказал другой человек, знакомый с ходом переговоров.

Российский ученый, тесно связанный с высокопоставленными российскими дипломатами, заявил, что Путин не будет настроен заключать сделку после Курского наступления.

«Вы знаете, что наше российское руководство обычно не идет на компромиссы под давлением», — сказал собеседник.

Академик добавил, что Россия может с большей готовностью рассмотреть сделку по энергетической инфраструктуре в качестве способа заманить Киев на более широкие переговоры о прекращении огня. В противном случае, по его словам, у Москвы может быть меньше мотивации, поскольку она считает, что сможет нанести украинской энергетической инфраструктуре больший ущерб, чем Киев смог нанести российским нефтеперерабатывающим заводам.

Удары России по энергосистеме Украины были жестоко эффективной тактикой. Повседневная жизнь украинцев, живущих вдали от линии фронта, нарушена отключениями электроэнергии, которые могут длиться часами. Перебои также нанесли серьезный ущерб экономике, и без того разрушенной войной. Некоторые люди, переехавшие за границу, называют нестабильность электроснабжения главной причиной невозвращения.

Украинские чиновники выразили обеспокоенность тем, как страна переживет зиму, если российские бомбардировки продолжатся. Из-за российских авиаударов Украина потеряла около девяти из 18 гигаватт, необходимых для пикового потребления этой зимой, — слишком много, чтобы восстановить их за короткий период времени. По словам чиновников, в холодные месяцы электроэнергия может подаваться не более пяти-семи часов в день.

«Все нужно взвесить — наш потенциал и возможный ущерб для нашей экономики в сравнении с тем, какой еще ущерб мы можем нанести им и их экономике», — сказал украинский чиновник, проинформированный о планируемом саммите в Катаре. «Но энергетика, безусловно, имеет для нас решающее значение. Мы иногда забываем об экономике, но нам грозит свободное падение, если зимой не будет света и тепла».

Украинцы предпочитают, чтобы потенциальная сделка по прекращению ударов по энергетической инфраструктуре была достигнута по аналогии с зерновой сделкой, заключенной при посредничестве Турции и Организации Объединенных Наций в 2022 году, в результате которой Россия временно сняла морскую блокаду, позволив Украине переправлять зерно через Черное море.

В прошлом году Москва вышла из соглашения, заявив, что только 3 процента зерна досталось самым нуждающимся странам, несмотря на данные ООН, согласно которым большая часть экспорта по этой сделке была направлена в развивающиеся страны. Однако Киев продолжает успешно вывозить грузы из своих черноморских портов при поддержке Анкары.

Второй украинский чиновник, знакомый с потенциальным соглашением, сказал, что для запрета энергетического удара «мы ведем переговоры через партнеров, чтобы быть уверенными, что сделка будет работать, а не один на один с Россией, как это было раньше».