Чемпионат мира по футболу, который стартует в следующее воскресенье больше пятнает имидж футбола, чем поднимает престиж Катара, пишет The Guardian. Фанаты и правозащитники жалуются, что это больше похоже на гимн деньгам и власти, чем на радостное празднование игры – даже если драматизм и напряженность турнира в конечном итоге подавят сомнения многих людей.
Шокирующим решением наградить Катар турниром было даже в 2010 году. На прошлой неделе посол Катара на чемпионате мира по футболу назвал гомосексуальность “повреждением ума”, а Зепп Блаттер, бывший глава ФИФА, все же заявил, что Катар был плохим выбором в качестве принимающей стороны (правда, только потому, что это “слишком маленькая страна”).
Сторонники решения проводить ЧМ именно там приводят аргумент, что громкие события могут быть рычагом для улучшения прав человека. Зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи и Чемпионат мира по футболу 2018 года в России не привели к улучшению прав человека в стране, а в годы между летними Играми 2008 года и Зимними Олимпийскими играми этого года в Китае лишь усиливались репрессии.
Часть проблемы заключается в том, что богатые, но репрессивные государства, кажется, считают, что они больше всего выигрывают от проведения таких мероприятий. Не секрет, что Саудовская Аравия, которая проведет Зимние Азиатские игры 2029 года в самом сердце пустыни, полна решимости выиграть Олимпиаду.
Режимы, стремящиеся к славе, заручились поддержкой звезд спорта — от Дэвида Бекхэма до Пепа Гвардиолы — и международных организаций, которые используют высокопарную риторику о спортивном превосходстве и всемирной дружбе, тратя при этом большие суммы.
Обвинения в коррупции уже давно преследуют ФИФА. Шестнадцать из 22 членов исполнительного комитета ФИФА с правом голоса, которые передали чемпионат мира Катару, с тех пор подозревались в коррупции.
ФИФА заявила национальным командам, что ее задача не «раздавать моральные уроки» и что игру не следует «втягивать в каждую идеологическую или политическую битву», однако несколько капитанов команд наденут радужные нарукавные повязки в поддержку антидискриминационной кампании OneLove.
Проблема не будет решена, пока международные органы (в т.ч.) спортивные не претерпят фундаментальных изменений, подытоживает издание.