Минерал ильменит добывают из песчаных курганов в глубине земли и обрабатывают с использованием силы гравитации, в результате чего получается вещество, сверкающее, как лунное небо.
Украина может похвастаться огромными запасами ильменита — ключевого элемента, используемого для производства титана — в тяжелых минеральных песках, которые тянутся на многие километры вдоль охваченного военными действиями востока страны, пишет The Associated Press.
Большая часть этих запасов, как и вся важнейшая минеральная промышленность Украины, не разрабатывается из-за войны. Ситуация может измениться, если администрация Трампа согласится на сделку с Украиной по обмену минералов на американскую военную помощь.

В центральном районе Кировограда ильменитовый карьер — это каньон с ценными месторождениями, которые его владелец стремится разрабатывать вместе с американскими компаниями. Но на пути превращения этих богатств в прибыль стоит множество неизвестных: стоимость, условия лицензирования и то, будет ли такая сделка подкреплена гарантиями безопасности.
Украинские бизнесмены, знакомые с минеральной промышленностью, также в частном порядке выразили скептицизм по поводу целесообразности сделки.
Капиталоемкая отрасль вряд ли даст результаты через годы, а то и десятилетия, поскольку геологические данные либо ограничены, либо засекречены. Многие задаются вопросом, на каких условиях американские компании готовы рисковать, чтобы развивать отрасль, и сможет ли существующая украинская политика, которая до сих пор сдерживала местных бизнесменов, пойти навстречу иностранным инвесторам.
«Главное, что мы можем получить, — это определенные гарантии безопасности, полученные экономическим путем, чтобы кто-то более сильный, чем мы, был заинтересован в нашей защите», — говорит Андрей Бродский, генеральный директор компании «Велта», ведущей компании по добыче титана в Украине.

Сделка, которая, по сути, станет бартером между одним ресурсом и другим, может помочь укрепить отношения Киева с администрацией Трампа.
США являются крупным потребителем важнейших минералов, таких как литий и галлий, — двух элементов, запасы которых есть в Украине. Трамп специально упомянул редкоземельные элементы, но они недостаточно хорошо изучены, сообщили The Associated Press эксперты отрасли.
Титан, используемый в аэрокосмической, оборонной и промышленной отраслях, также пользуется высоким спросом, а США являются ведущим импортером ильменита. Поставки минералов из Украины позволят снизить зависимость от России и Китая в будущем.
В обмен на это Киев продолжит получать американское оружие, которое является рычагом давления на Москву и без которого Украина не сможет отразить будущую российскую агрессию в случае прекращения огня.
Вопрос о гарантиях безопасности является камнем преткновения для компаний, говорят украинские бизнесмены и аналитики. Высокопоставленный украинский чиновник, говоривший на условиях анонимности, сообщил AP, что американские компании выразили заинтересованность в инвестициях, но им необходимо убедиться, что их миллиарды будут защищены в случае возобновления конфликта.
Но если инвестировать в Украину, то одно присутствие американских деловых кругов может послужить гарантией.
«Если этот процесс начался, он будет продолжаться», — говорит Бродский. «Как только цифры инвестиций превысят сотни миллиардов, американцы, весьма прагматичный народ, будут защищать свои прибыли, полученные на украинской земле. Они будут защищать свои интересы перед Россией, Китаем, Кореей, Ираном и кем бы то ни было еще. Они будут защищать то, что считают своим».

Глава ведущей компании по добыче титана в Украине Андрей Бродский, только что вернувшийся из поездки в Вашингтон и Нью-Йорк, говорит, что мнение американского бизнеса меняется в пользу Киева.
«Многие люди в очень серьезных кабинетах говорят, что сейчас мы — наша страна и моя компания — находимся в правильном месте и делаем именно то, что нужно делать в данный момент», — сказал Бродский.
«Велта» уже много лет работает с американскими партнерами. Бродский начал вести переговоры с компаниями, которые, по его мнению, могли бы стать его партнерами в случае заключения сделки.
Украина никогда не была привлекательной для иностранных инвесторов из-за политики правительства — например, из-за отсутствия стимулов для привлечения иностранцев. Бродский считает, что для процветания международным компаниям придется работать в паре с местными партнерами.
У американских компаний есть несколько способов выйти на рынок, объясняет Ксения Орынчак, директор Национальной ассоциации добывающих отраслей Украины, но для этого придется пройти «определенные круги ада» в украинской бюрократии.

Сделка также не учитывает важнейший элемент, который может оказаться сложным в дальнейшем: позиция самого украинского народа. Согласно Конституции, недра, где будет вестись добыча, принадлежат Украине.
«Я очень боюсь, что у них (украинского народа) уже есть неодобрительные отзывы, что все отдается. Кто ему разрешил? Он не имел права? И так далее», — говорит Орынчак.
Эти чувства нашли отклик среди рабочих шахты «Велта». Один из них, выступая на условиях анонимности, чтобы высказать свои истинные мысли, сказал: «Если у вас дома есть огород, разве вы пригласите иностранца, чтобы он его занял?».
Высокий риск часто является основной причиной того, что некоторые украинские бизнесмены в частном порядке выражают скептическое отношение к сделке.
Когда один бизнесмен из крупной группы компаний услышал о сделке «оружие в обмен на минералы», его первое впечатление было таким: «Это всего лишь шумиха», — сказал он. «Это очень капиталоемкая отрасль. Просто взять землю из открытого карьера будет стоить вам миллиарды. Не миллионы, а миллиарды».