После шести недель контрнаступления Украины никакое военное препятствие не кажется таким сложным, как огромные и густые минные поля, которые уничтожают технику, калечат солдат и влияют на их моральное состояние.
«Мы можем нанести удар десятью бригадами, но это не сработает, потому что мины везде, каждые полметра», — сказал Султан, командир 78-го полка специальных сил. «Они повсюду».
Украина продвигается медленно, и солдаты на передовой в южных и восточных регионах в основном жалуются на минные поля.
Чтобы вернуть территорию, войска должны пройти километры полей, заполненных тысячами мин: противотанковыми, противопехотными, самодельными взрывными устройствами.
Султан столкнулся с российской миной, когда искал укрытие в посадке, которая ранее была занята россиянами. Он коснулся ветки, и мина сработала. Взрыв отбросил его на спину, но дерево задержало большую часть осколков. Он получил контузию — уже третью — и был эвакуирован в больницу.
Западные боевые машины, такие как американские Брэдли и немецкие танки Леопарды, обеспечили определенную защиту. Но взрывы мин сделали многие машины непригодными к эксплуатации, останавливая продвижение и заставляя войска идти пешком через минные поля под обстрелом.
«Настоящие люди на настоящих машинах действительно разминируют настоящие минные поля, и они действительно погибают», — сказал генерал Марк Милли. «Поэтому, когда это происходит, военные подразделения обычно замедляются, и это правильно, чтобы выжить, чтобы пройти через эти минные поля».
Видео с дрона, опубликованное украинским журналистом в этом месяце, подтвердило такую ситуацию. На нем украинские солдаты пытаются эвакуировать группу тяжело раненых воинов, но сами попадают на мины.
«Мины существенно ограничивают пространство для маневра, что обычно не является хорошей вещью, когда… вы наступаете», — сказал Франц-Штефан Гади, исследователь в Международном институте стратегических исследований.
Отмечается, что россияне используют «основную советскую доктрину», где Красная армия установила более миллиона мин в 1943 году, чтобы остановить нацистскую Германию в битве под Курском.
По словам солдат минные поля уже заставили Украину адаптироваться. Вместо попытки прорваться через миллионы мин и тяжело укрепленные позиции, украинские войска продвигаются пехотными группами при поддержке артиллерии.
Военные лидеры Украины заявляли, что им необходимо больше оборудования для разминирования от западных союзников, это системы M58 Mine Clearing Line Charge (MICLICs), часть которых США уже предоставили, но не в таком объеме, как было обещано.
Однако Гади отметил, что больше оборудования для разминирования не обязательно приведет к большему успеху. «Дополнительное оборудование для разминирования поможет, но… это было бы даже трудно для хорошо укомплектованных западных вооруженных сил, таких как США, прорваться через эти линии обороны».
Роб Ли, старший сотрудник Института исследования внешней политики, заявил, что россияне «не жалели средств на развертывание мин», готовя оборону в течение месяцев до контрнаступления Украины. «Они развернули различные виды мин и используют их таким образом, чтобы специально уничтожить некоторые средства для разминирования, или системы, которыми пользуется Украина», — сказал он после посещения передовой. «Они заминировали траншеи. Они используют управляемые мины очень креативным образом, чтобы создать проблемы [для украинских войск]».
И не только мины представляют угрозу, которую Украина, в принципе, может преодолеть, — сказал Майкл Кофман, старший сотрудник программы Россия и Евразия в Карнегиевском фонде международного мира.
Линии российской обороны часто восстанавливаются в ходе боя; время, которое требуется украинским силам для продвижения, используется россиянами для укрепление следующей линии обороны.
«И вот настоящий вызов — для украинских войск это не только прорваться через первую линию. Это прорваться с достаточным количеством ресурсов, чтобы продолжить движение и достичь стратегического успеха в этой наступательной операции».
Источник: Financial Times