На заседании 25 апреля Верховная Рада Украины приняла законопроект о регулировании занятости домашних работников. «За» проголосовал 231 нардеп.
Об этом сообщила член фракции «ЕС» Ирина Геращенко.
«Предлагается определить их правовой статус, условия их трудоустройства и расторжения трудового договора, а также осуществление мониторинга и контроля соблюдения законодательства о труде для этой категории работников», — написала она.
Документом предусматривается, что няни, домашние помощники, водители, садоводы и другие специалисты подобного толка должны платить налоги и получать социальную защиту от государства и гарантии защиты от произвола работодателя.
В пояснительной записке к законопроекту его авторы приводят данные Госстата, согласно которым в Украине общее количество работников, оказывающих бытовые и персональные услуги в семьях, составляет около 162 тыс. человек.
Кроме того, по данным Международной организации труда, доля женщин среди домашних работников составляет около 80%.
«Принятие законопроекта позволит обеспечить на законодательном уровне женщинам, выполняющим домашний труд в рамках трудовых отношений, защиту от любых
проявлений гендерной дискриминации в трудовом правоотношении», — указывается в пояснительной записке.
В Украине, по приблизительным оценкам, эти люди получают от 15 до 25 тыс. грн неофициальной зарплаты ежемесячно. Власти хотят, чтобы они платили налоги и имели социальные гарантии, поэтому решили завести этих работников в правовое поле.
«Законопроект разработан с целью урегулирования вопроса занятости и
официальное трудоустройство домашних работников, обеспечение социальной защиты домашних работников, имплементация в национальное законодательство положений Конвенции Международной организации труда № 189 о домашних работниках, снижение уровня незадекларированного труда», — отмечают инициаторы законопроекта.
Законопроект предлагает внести изменения в Кодекс законов о труде (КЗТ) и указать, что:
домашний труд — это работа по обслуживанию домохозяйства, которая выполняется по трудовому договору, является регулярной и составляет более 40 часов в месяц;
домашний работник – это человек, занимающийся домашним трудом в рамках трудовых отношений с работодателем. Лица младше 16 лет не могут выполнять эту работу;
работодателем может быть только один из членов домохозяйства (семьи).
Законопроект предусматривает, что с домашними работниками в письменной форме заключается трудовой договор, определяющий:
количество рабочего времени (не может превышать 40 часов в неделю) и время отдыха домашних работников;
систему учета рабочего времени;
оплату периодов ожидания или предоставления свободного времени за сверхурочную работу;
порядок и продолжительность выполнения работы по выходным, праздничным и нерабочим дням.
В трудовом договоре с домашним работником могут предусмотреть возможность платного или безвозмездного предоставления человеку жилья. Причем работодатель не имеет права забирать часть заработной платы в качестве платы за предоставленное жилье.
Проект вводит дополнительные основания прекращения трудового договора с домашним работником. В частности, за действия, которые нанесли или могли причинить вред жизни или здоровью члена семьи. Кроме того, предусмотрено право домашнего работника немедленно расторгнуть трудовой договор, если кто-то из домохозяйства посягает на честь или достоинство домашнего работника или вмешивается в его личную жизнь.
Работодатель должен будет проинформировать Государственную налоговую службу о принятии на работу домашнего работника и его увольнении. Кроме того, по запросу Гоструда работодатель (член домохозяйства) обязан предоставить информацию о выполнении физическими лицами домашнего труда в его домохозяйстве. Гоструд также может проводить конфиденциальные разговоры с домашним работником, если есть подозрения, что определенное домохозяйство использует труд домашних работников без официального оформления и отчетности в налоговую.
Ведение трудовой книжки домашнего работника решается по договоренности меж ним и работодателем.
Для работника преимуществом такого оформления рабочих отношений по сравнению со статусом физического лица-предпринимателя является освобождение от уплаты налогов на доходы или прибыль.