Сотни кораблей — среди них много устаревших, и не всегда понятно, кому принадлежат, — помогают России перевозить нефть в Китай и другие страны Азии. Исследования теневого российского флота на днях опубликовали, в частности, британская Guardian, американская Wall Street Journal и французская Monde.
Эмбарго на поставки российской нефти со стороны США и Британии, а также ценовое ограничение на продажу российской нефти, введенное странами «Группы Семи», ЕС и Австралии, усложнило возможности для перевозки российской нефти.
Чтобы скрыть происхождение нефти, или местонахождение судна, корабли выключают транспондеры автоматической системы идентификации, перегружают нефть в водах с одного корабля на другой, часто меняют флаг и собственность корабля, приводит Guardian слова Мишель Висе Бокмен, аналитики ведущего международного страховщика.
Подобные тактики обхода санкций привело Министерство финансов США в разъяснении для морских перевозчиков о том, как выявлять нарушителей санкционного режима и не разрешить России получать сверхдоходы от продажи нефти.
По оценкам Бокмэн, которые приводит Guardian, 12% мирового рынка морских перевозок нефти сейчас в тени.
В основном используются старые, опасные танкеры. Газета Monde рассказывает о взрыве на 27-летнем танкере Pablo, который якобы перевозил российскую нефть, несмотря на то, что обычный срок эксплуатации танкеров составляет 20-25 лет.
«Бомбой замедленного действия» назвал возвращение к работе такого количества устаревших кораблей гарвардский исследователь Крэг Кеннеди в комментарии для WSJ.
Издание привлекло особое внимание к турецкой компании Beks, которая со времени начала полномасштабной агрессии России в Украине приобрела по меньшей мере 36 кораблей, не застрахованных ведущими страхователями P&I Clubs, которые страхуют 90% перевозок в мире.
Неравномерное воплощение санкции Турцией увеличивает напряжение в отношениях с США, пишет издание.
Роль теневого флота может увеличиться, когда цена российского типа нефти urals превышает порог в 60 долларов за баррель, отмечают СМИ.
Однако даже когда цены на нефть идут вверх, Кремль больше не способен получать сверхдоходы от торговли нефтью, убежден Робин Брукс из Международного института финансов в Вашингтоне.
Брукс приводит график, показывающий, что российский рубль падает, а мировые цены на нефть brent растут.
«Такое обособление очень необычно и является лучшим доказательством того, что ограничение цены на нефть от «Группы семи» работает. Путин не получает больших поступлений от роста цен на нефть, как это было в 2022 году».