Сотни кораблей — среди них много устаревших, и не всегда понятно, кому принадлежат, — помогают России перевозить нефть в Китай и другие страны Азии. Исследования теневого российского флота на днях опубликовали, в частности, британская Guardian, американская Wall Street Journal и французская Monde.
Эмбарго на поставки российской нефти со стороны США и Британии, а также ценовое ограничение на продажу российской нефти, введенное странами «Группы Семи», ЕС и Австралии, усложнило возможности для перевозки российской нефти.
Чтобы скрыть происхождение нефти, или местонахождение судна, корабли выключают транспондеры автоматической системы идентификации, перегружают нефть в водах с одного корабля на другой, часто меняют флаг и собственность корабля, приводит Guardian слова Мишель Висе Бокмен, аналитики ведущего международного страховщика.
Подобные тактики обхода санкций привело Министерство финансов США в разъяснении для морских перевозчиков о том, как выявлять нарушителей санкционного режима и не разрешить России получать сверхдоходы от продажи нефти.
По оценкам Бокмэн, которые приводит Guardian, 12% мирового рынка морских перевозок нефти сейчас в тени.
В основном используются старые, опасные танкеры. Газета Monde рассказывает о взрыве на 27-летнем танкере Pablo, который якобы перевозил российскую нефть, несмотря на то, что обычный срок эксплуатации танкеров составляет 20-25 лет.
«Бомбой замедленного действия» назвал возвращение к работе такого количества устаревших кораблей гарвардский исследователь Крэг Кеннеди в комментарии для WSJ.
Издание привлекло особое внимание к турецкой компании Beks, которая со времени начала полномасштабной агрессии России в Украине приобрела по меньшей мере 36 кораблей, не застрахованных ведущими страхователями P&I Clubs, которые страхуют 90% перевозок в мире.
Неравномерное воплощение санкции Турцией увеличивает напряжение в отношениях с США, пишет издание.
Роль теневого флота может увеличиться, когда цена российского типа нефти urals превышает порог в 60 долларов за баррель, отмечают СМИ.
Однако даже когда цены на нефть идут вверх, Кремль больше не способен получать сверхдоходы от торговли нефтью, убежден Робин Брукс из Международного института финансов в Вашингтоне.
Брукс приводит график, показывающий, что российский рубль падает, а мировые цены на нефть brent растут.
Russian Ruble is falling (black), while the global Brent oil price (blue) is rising. This kind of decoupling is highly unusual and is the best piece of evidence that the G7 oil price cap is working. Putin isn't getting a windfall from rising oil prices like he did in 2022… pic.twitter.com/Rqmfm35WYb
— Robin Brooks (@RobinBrooksIIF) August 10, 2023
«Такое обособление очень необычно и является лучшим доказательством того, что ограничение цены на нефть от «Группы семи» работает. Путин не получает больших поступлений от роста цен на нефть, как это было в 2022 году».