Иностранные партнеры должны понимать, что работать с украинскими технологическими компаниями — безопасно и надежно. Об этом IT-бизнесмен и соучредитель инвестиционной группы Roosh, которая развивает и масштабирует технологические бизнесы во всем мире, Сергей Токарев заявил во время The Ukraine Tech Summit.
Участниками события стали эксперты технологических бизнесов и инвестиционных компаний, а также государственные деятели со всего мира. Цель мероприятия — способствовать развитию tech-сектора Украины, поддерживать его интеграцию на международные рынки и стимулировать глобальное сотрудничество.
Предприниматель присоединился к панельной дискуссии, посвященной развитию международной tech-экосистемы. Он отметил: украинцы научились качественно выполнять свою работу даже в условиях полномасштабного вторжения. Они понимают, что не имеют права на ошибку — ведь тогда иностранные партнеры и международные инвесторы просто уйдут с украинского рынка. Вместе с этим, люди за рубежом часто не знают реальной ситуации в Украине. Они представляют себе постоянное нахождение в убежищах, отсутствие электричества и интернета. Поэтому важно, чтобы компании, которые имели успешный опыт работы с украинцами, активно им делились.
«Обе стороны должны открыто общаться о любых рисках и вызовах, а также о том, как они решаются. Прозрачность строит доверие и может способствовать укреплению партнерских отношений с иностранными инвесторами и партнерами», — пояснил Токарев.
Ранее инвестор отмечал: сегодня Украине не хватает международного пиара. Украинские технологические компании должны показывать миру, как адаптировались к условиям большой войны: что их команды переехали в западные регионы страны, офисы оборудованы всем необходимым — от генераторов и старлинков до бомбоубежищ. Для того, чтобы иностранные компании захотели работать с Украиной, важно показать прогнозируемость такого сотрудничества. Убедить в том, что все задачи будут вовремя и качественно выполнены.
Токарев отмечает: мир уже признает качество украинских tech-проектов. Некоторые компании — несмотря на риски полномасштабного вторжения — привлекают немалые иностранные средства. Например, в 2023 году deep-tech компания Zibra AI, которая занимается разработкой 3D-активов с помощью искусственного интеллекта, привлекла $500 тысяч от венчурного фонда Andreessen Horowitz (a16z). Украинско-американский стартап Haiqu, занимающийся разработкой квантового ПО, получил $4 миллиона инвестиций, а образовательный стартап Preply — $70 миллионов.
«Это еще раз доказывает: если технологии, которые разрабатывает стартап, инновационные и качественные, и инвестор видит в них потенциал — он захочет вложиться в проект. Но важно сразу коммуницировать о рисках, а не ждать, пока инвестор спросит о них. Украина имеет потенциал стать лидером мирового tech-рынка. Это подтвердило развитие украинского IT-сектора, который не остановила полномасштабная война», — делится Сергей Токарев.
Важной частью предсказуемости являются и прозрачные правила бронирования и выезда за границу технологических специалистов.
Как отмечает предприниматель, сложности с командировками специалистов в другие страны — самая большая проблема украинского технологического сектора, которая тормозит международное сотрудничество. Поскольку потенциальные партнеры и инвесторы хотят вживую общаться с представителями украинского tech-бизнеса.
«Презентация продукта, обсуждение сделки с новыми партнерами, крупнейшие tech-ивенты — сейчас это недоступно для украинцев в офлайн-формате. К тому же, Zoom-звонки никогда не смогут на 100% заменить образовательные offline-активности или живое общение с международным сообществом. Все это тормозит сотрудничество с международными компаниями», — объясняет Токарев.
Он отмечает, что большинство валютных поступлений в Украину генерируется именно технологическими специалистами. Война с Россией вряд ли завершится в ближайшее время, поэтому умение самостоятельно зарабатывать средства является критически важным для страны.
Сергей Токарев подчеркивает: сегодня от состояния украинской технологической отрасли зависит как развитие страны, так и ее способность противостоять врагу. А для этого и государство, и частный сектор должны объединить усилия и действовать в одном направлении: как в Украине, так и за ее пределами.