С 1 ноября 2025 года в Украине заработал обновленный порядок оформления и продления отсрочек от мобилизации. Изменения, внесенные в постановление Кабмина №560, упрощают процедуру — большинство отсрочек продлеваются автоматически, а главным инструментом подачи документов становится приложение «Резерв+». Также введена возможность обращения через ЦНАП вместо территориальных центров комплектования (ТЦК).
«Большинство полученных отсрочек — более 600 тысяч — теперь продлеваются автоматически. Те, кого это касается, уже получили уведомление в «Резерв+». Если видите такое сообщение — ничего делать не нужно. Система позаботится о том, чтобы отсрочка продлилась вовремя. Мы делаем процесс прозрачным, без рисков манипуляций, и разгружаем ТЦК, чтобы они могли сосредоточиться на задачах мобилизации», — пояснил руководитель цифровых продуктов Минобороны Мстислав Баник.
1. Автоматическое продление отсрочек
Отныне автоматически продлеваются отсрочки, основания для которых подтверждаются государственными реестрами и не меняются со временем.
Такие уведомления уже получили пользователи «Резерв+», которые подпадают под эти категории.
Автоматическому продлению подлежат:
- лица с инвалидностью;
- временно непригодные к службе;
- родители детей с инвалидностью;
- родители трех и более детей;
- супруги военнослужащих с ребенком;
- те, кто ухаживают за родителями или супругами с инвалидностью;
- студенты, аспиранты, преподаватели высшего или профессионального образования;
- родственники погибших или пропавших без вести во время боевых действий;
- родственники Героев Украины, отмеченных посмертно;
- освобожденные из плена или лишенные свободы из-за агрессии РФ.
Если отсрочка не продлилась автоматически, это означает, что в реестрах отсутствуют или устарели данные. В таком случае необходимо обновить информацию или обратиться в ЦНАП с документами.
2. Оформление отсрочки онлайн через «Резерв+»
Приложение «Резерв+» теперь является основным инструментом для оформления отсрочек. В нем уже доступно 10 типов оснований, среди которых:
- инвалидность;
- временная непригодность;
- родительство ребенка с инвалидностью или трех и более детей;
- самостоятельное воспитание ребенка;
- обучение или преподавание в вузах и учреждениях профобразования;
- брак с лицом с инвалидностью или с военным с ребенком.
В Минобороны сообщили, что перечень цифровизированных типов отсрочек будет постепенно расширяться. В ближайшее время добавят возможность оформления для тех, кто имеет родителей с инвалидностью I или II группы.
3. Подача заявлений через ЦНАП вместо ТЦК
Территориальные центры комплектования больше не принимают заявления от граждан напрямую.
Для тех, кто не пользуется смартфоном или не имеет доступа к «Резерв+», документы можно подать в любом ЦНАП.
Администратор ЦНАП:
- принимает документы;
- сканирует и передает их в соответствующий ТЦК в электронном формате;
- сообщает заявителю о результате по телефону.
После принятия решения пользователь получает уведомление в «Резерв+», а отметка об отсрочке автоматически появляется в его электронном военно-учетном документе.
4. Бумажные справки отменяются
Отныне единственным подтверждением отсрочки является электронный военно-учетный документ в приложении «Резерв+».
Бумажные справки с мокрыми печатями больше не выдаются.
При необходимости документ можно распечатать:
- в приложении «Резерв+»;
- через портал «Дія»;
- или получить распечатку в ТЦК или ЦНАП.
Минобороны подчеркивает, что новая система призвана уменьшить нагрузку на ТЦК, минимизировать человеческий фактор и риски коррупции, а также сделать процесс отсрочек полностью прозрачным и доступным онлайн.
По словам Мстислава Баника, цифровизация позволяет «сосредоточиться на главном — подготовке и мобилизации тех, кто действительно нужен армии».
