Лонгриды

        Россия делает ставку на дроны, которые невозможно заглушить

        Птичье гнездо из оптоволокна / Фото 12 бригада НГУ «Азов»
        Птичье гнездо из оптоволокна / Фото 12 бригада НГУ «Азов»

        Летнее наступление России в Украине начинает приносить плоды: московские войска продвигаются вперёд при поддержке новых ударных беспилотников, которые невозможно заглушить, пишет Financial Times.

        По данным мониторинговых групп, в мае Россия захватила больше украинской территории, чем за любой месяц с ноября 2024 года. Наступление продолжается и в июне на фоне застоя в мирных переговорах, которые продвигались при посредничестве США, но были приостановлены из-за максималистских требований президента России Владимира Путина.

        Успехам российских войск способствовало использование нового типа дронов, соединённых с оператором сверхтонким волоконно-оптическим кабелем. Эти беспилотники, активно применяемые с начала года, неуязвимы для украинских средств радиоэлектронной борьбы, которые воздействуют только на беспроводные устройства.

        Реклама
        Реклама

        «Если ты проехал 5 км от передовой и машина ещё едет — тебе просто повезло», — рассказал Financial Times командир украинского подразделения БПЛА, действующего на востоке Донецкой области. По его словам, бойцам иногда приходится идти пешком до 15 км ночью, чтобы добраться до своих позиций.

        Тем не менее он отметил, что украинские силы также оказывают давление: «Мы контролируем их сторону фронта, они — нашу».

        Военный аналитик Роб Ли из Foreign Policy Research Institute заявил, что летнее наступление России критически важно для обеих сторон.

        «Многое зависит от того, что произойдёт этим летом. Если России будет сложно продвигаться, осенью или зимой появится шанс для переговоров… Но если она добьётся заметных успехов или, с приближением зимы, станет ясно, что Украине трудно удерживать фронт, ситуация может резко ухудшиться».

        Наибольших успехов Россия добилась в северной Сумской области, где ей удалось захватить 200 кв. км территории после вытеснения украинских войск из приграничных районов Курской области.

        Примерно в 350 км к югу небольшая группа российских военных, как видно из геолокационных кадров, достигла границы Днепропетровской области — впервые с начала полномасштабного вторжения в 2022 году. Украинские военные отрицают, что российские войска закрепились в этом регионе.

        Одной из наиболее напряжённых точек вдоль 1000-километровой линии фронта становится город Константиновка — важный оборонный узел на пути к Краматорску, крупнейшему городу подконтрольной Украине части Донецкой области. Среди требований Путина — полный контроль над Донецкой областью и другими территориями, которые Россия пока заняла лишь частично.

        В последние месяцы российские подразделения начали приближаться к Константиновке с трёх направлений. В мае они продвинулись на 10 км по западному флангу города и сейчас находятся примерно в 12 км от него. Это позволило им перерезать логистическое сообщение между Константиновкой и другим опорным пунктом — Покровском, увеличив угрозу окружения украинских войск.

        Тем не менее, несмотря на отдельные прорывы, продвижение российских сил остаётся в основном медленным и сопровождается тяжёлыми потерями: украинские подразделения активно применяют дроны с взрывчаткой для срыва атак.

        Российские войска адаптировались: вместо медленных и уязвимых танков они всё чаще используют мотоциклы и пехоту, передвигающуюся пешком, чтобы преодолевать изрытые воронками поля и добираться до лесополос, где расположены украинские позиции.

        «Так они и работают. Всё остальное — это уже исключение», — отметил командир украинского подразделения БПЛА.

        Украина, в свою очередь, продолжает сталкиваться с нехваткой подкреплений на передовой — ситуацию, которую российское командование пытается использовать, атакуя по широкому фронту, чтобы растянуть украинскую оборону.

        Аналитик Эмиль Кастехельми из финской группы Black Bird Group считает, что в ближайшие месяцы линия фронта вряд ли «посыплется», однако темпы продвижения российских войск могут возрасти.

        «Грамотное управление резервами — ключевой фактор для Украины этим летом. Нужно точно понимать, где их разместить и как не допустить, чтобы локальные кризисы превратились в катастрофу».

        Одним из таких сложных решений может стать оборона Константиновки, расположенной всего в 30 км к западу от Бахмута — города, ставшего символом украинского сопротивления в первый год войны.

        Президент Владимир Зеленский тогда отказался выводить войска, несмотря на призывы западных союзников и некоторых украинских командиров, хотя город не имел стратегического значения. В марте 2023 года, после многих месяцев ожесточённых боёв, Бахмут был захвачен Россией.

        До войны в Константиновке проживало около 65 тысяч человек. Уже в мае город приобрёл все черты прифронтового: жители массово уезжали, а угроза ударов дронов стала постоянной.

        Частный почтовый оператор «Новая почта» закрыл последнее работающее отделение в начале мая. Оставшиеся магазины начали перемещаться в подвалы. По данным городской администрации, в конце мая в городе оставалось около 8 тысяч человек — против 17 тысяч полгода назад.

        «Это уже не город, пригодный для жизни», — говорит 33-летний бывший инженер Роман Бугаёв, руководящий эвакуацией мирных жителей из прифронтовых населённых пунктов.

        Его организация East SOS уже прекратила выезды в несколько районов Константиновки, которые находятся в пределах 10 км от линии фронта — зоны, которую Бугаёв называет «зоной смерти, где уже ничего не работает».

        Из-за отсутствия бронированного транспорта организация, возможно, вскоре будет вынуждена свернуть эвакуацию из Константиновки. Также рассматривается возможность переноса базы из Краматорска — более крупного города, который в последние три года служил относительным убежищем для тысяч людей, бегущих от войны.

        В последние недели появились сообщения, что на трассе между Краматорском и Добропольем, примерно в 30 км от фронта, российские дроны атаковали украинские грузовики с поставками. По обе стороны линии фронта дороги начали накрывать сетками для защиты от дронов с волоконно-оптическим управлением.

        В районе Сиверска, куда российские войска подошли с севера, юга и востока, командиры запретили любое дневное движение по одному из участков дороги, регулярно атакуемому дронами. Один из бойцов теробороны рассказал FT, что машины могут передвигаться там только на закате и ночью — «в сумерках и темноте».

        «Сейчас они сосредоточились на логистике, бьют на глубину до 30–40 км — это очень серьёзно. Что будет дальше — никто не знает».

        Возрастающая дальность действия российских волоконно-оптических дронов усилила угрозу для крупных городов, таких как Сумы и Краматорск, которые не только являются домом для десятков тысяч мирных жителей, но и играют ключевую военную роль.

        «Даже если Россия не захватит эти города, она может сделать так, что они перестанут функционировать, как только окажутся в зоне досягаемости артиллерии и дронов», — отметил Роб Ли.

        «Краматорск и Славянск — это главные логистические и командно-штабные центры Украины в Донецкой области. Приближение России изменит весь характер украинской обороны».


        Реклама
        Реклама

        ТОП-новости

        Последние новости

        все новости