1 апреля Россия становится председателем Совбеза ООН. Происходящее во время полномасштабной войны, начатой против Украины российским руководством, уже вызвало протесты украинских дипломатов и правозащитников.
«Председательство России в Совбезе ООН 1 апреля — злая шутка. Россия узурпировала свое место; она ведет колониальную войну; ее лидер является военным преступником, разыскиваемым Международным уголовным судом за похищение детей. Мир не может быть безопасным местом с Россией в Совбезе ООН», – заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
Представитель Украины в ООН Сергей Кислица добавил, что «будет самым печальным днем в истории ООН, если справедливость не победит».
Председательство в Совбезе ООН ежемесячно переходит к другой стране-члену.
Последний раз Россия председательствовала в Совбезе в феврале 2022 года, когда начала полномасштабную агрессию против Украины. И вот 1 апреля эти обязанности снова перейдут к представителю России Василию Небензи.
27 марта Небензя сообщил, что ожидает в апреле прибытие в штаб-квартиру ООН главы МИД России Сергея Лаврова, который примет участие в ряде заседаний Совбеза ООН.
30 марта министр иностранных дел Дмитрий Кулеба в ходе онлайн-дискуссии Chatham House и Дипломатической академии Украины заявил, что Россия будет злоупотреблять будущим председательством в Совете Безопасности ООН для продвижения манипулятивных нарративов о ее войне против Украины и для принятия неправомерных решений.
«Сам факт российского председательства свидетельствует о том, что что-то происходит не так в архитектуре мировой безопасности», — подчеркнул он.
Эксперты, длительное время работавшие в ООН, считают, что непосредственно председательство каким-либо образом не увеличит имеющиеся возможности России в Совбезе ООН.
Дипломат, руководитель Секретариата Совета безопасности ООН в 2009-2016 годах Александр Мацука, несколько десятилетий проработавший в ООН, объясняет, что председательствующий в Совбезе на самом деле очень ограничен в действиях.
«Председатель организует и ведет заседание Совбеза ООН, он дает слово, с помощью секретаря готовит повестку дня. Почти все, что он говорит в Совбезе, секретариат кладет ему на стол в начале заседания. Все это прописывается секретариатом в соответствии с правилами процедуры. Все свои действия председательствующий должен так или иначе согласовывать с другими членами Совбеза ООН».
По мнению Мацуки, максимум, что можно ожидать от Небензи – это «каких-то проявлений хамства» во время выступления в адрес других представителей, но у председательствующего в Совбезе нет никакой возможности кого-то перебивать или мешать доносить позицию.
«Председательствующий не может перебивать никого, это нарушение процедуры. Единственное ограничение – это когда договариваются, что тот или иной спикер не может говорить более 5-10 минут. Других ограничений не может быть. Если россияне будут нарушать процедуру, захотят внести какой-то пункт, что-то провокационное на повестку дня Совбеза ООН, другие члены просто проголосуют против этого, и все закончится».
Экспосол Украины в Великобритании Владимир Хандогий, в 1990-х годах и.о. постоянного представителя Украины в ООН, также считает опасения председательства России в Совбезе преувеличенными.
«Роль главы Совбеза ООН несколько преувеличивается, каких-то особых полномочий он не имеет и единолично не определяет повестку дня. Проект повестки дня готовит генеральный секретарь ООН и председательствующий в Совбезе должен утвердить этот проект повестки дня. Затем этот проект повестки дня уже должен утвердить Совет безопасности ООН в полном составе. Особых последствий от председательства России для Украины и для функционирования этого органа ООН не будет», — пояснил дипломат.
По мнению Александра Мацуки, в то же время председательство России в Совбезе ООН будет «неприятным» для украинцев.
«Для Украины будет неприятно, когда будет обсуждаться какой-то украинский вопрос, и когда она захочет участвовать в таких заседаниях, украинскому представителю придется обращаться к председательствующему с определенным уважением».
Хотя, по мнению дипломата, действующий представитель России в ООН Небензя «никакой» по сравнению с его предшественником.
«От его предшественник Чуркин (представитель России в ООН в 2006-2017 годах) был талантлив, работал артистически. Чуркин к этому относился как к спорту – он мог чуть ли не в крик ссориться с американцами в Совбезе, а после заседания им улыбался, для него это была чисто профессиональная деятельность… А Небензя – такое впечатление, что он верит в то, что говорит… Российские дипломаты так давно врут и так много, что верят в собственную пропаганду, она на них влияет больше, чем на всех других, потому что они ничего другого кроме собственной пропаганды не слышат».
Гораздо сложнее вопрос, который в последние месяцы живо обсуждают украинские дипломаты и некоторые партнеры Украины — это то, может ли Россия вообще находиться в ООН и, в частности, в Совбезе ООН. Эти сомнения имеют долгую историю.
В МИД Украины считают, что с точки зрения международного права присутствие России не только в Совбезе ООН, но и вообще в самой организации нелегитимно.
«Российская Федерация заняла кресло постоянного члена Совбеза ООН в обход определенных Уставом ООН процедур. Это произошло на основании обычного письма президента РСФСР Бориса Ельцина на имя генерального секретаря ООН», – отметил МИД Украины в официальном заявлении от 26 декабря 2022 года.
Согласно статье 4 Устава ООН, обращения России должны рассматриваться Советом Безопасности и Генеральной ассамблеей ООН. Эта статья предусматривает, что членство миролюбивых государств в ООН приобретается именно по рекомендации Совета Безопасности ООН и по решению Генеральной Ассамблеи и только таким образом.
Так произошло с Чехией и Словакией после распада Чехословакии – эта страна прекратила свое существование 1 января 1993 года. Уже 8 января 1993 года Совбез ООН рекомендовал Генассамблее предоставить им членство в ООН, 19 января 1993 года это решение было принято.
На сайте ООН указано, что Россия приобрела членство в ООН именно на основании письма Ельцина от 24 декабря 1991 года, утверждавшего, что решение заменить СССР Российской Федерацией в ООН поддержали 11 государств СНГ.
Однако на момент написания письма еще существовал СССР, а вот Российской Федерации не существовало: Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику парламент переименовал в Российскую Федерацию 25 декабря, но тогдашний российский конституционный суд назвал решение парламента неконституционным. Лишь после внесения необходимых изменений в конституцию в мае 1992 года официально появилась Российская Федерация.
В МИД Украины отмечают, что в Уставе ООН нет упоминания о Российской Федерации, ее нет даже в статье 23 Устава ООН, где перечислены постоянные члены Совета безопасности ООН (там упоминается СССР, прекративший существование в 1991 году).
Украинские дипломаты считают, что Россия навязала свое членство в ООН односторонним решением, страны-члены ООН были лишены права высказать свою позицию по этому членству путем голосования в Генеральной Ассамблее, как предусматривает устав.
Кроме того, по их мнению, Россия не отвечает основному критерию членства в ООН, который согласно уставу открыт для всех миролюбивых государств – Россия неоднократно показывала враждебность к миру, в частности, когда проигнорировала резолюцию Генассамблеи ООН с требованием вывести войска из Украины и соответствующий приказ Международного суд ООН от 16 марта 2022 года.
«Российская Федерация никогда не проходила правомерную процедуру обретения членства и занимает место СССР в Совете Безопасности ООН незаконно. С юридической и политической точек зрения может быть только один вывод: Россия — узурпатор места Советского Союза в Совбезе ООН», — отмечает МИД Украины.
Представитель МИД России Мария Захарова в декабре 2022 года назвала такую позицию «извращенной логикой».
«Эта же логика абсолютно извращена. Так можно тогда, согласно этой логике, предположить, что все решения, которые принимались в Совбезе с момента, когда Советского Союза не стало, а его место по праву заняла Россия, они, по мнению МИД Украины , нелегитимны, что ли? Возможно, они тогда сейчас скажут, что и распада не было?», — заявила она.
В то же время и в ЕС, и в США уже задумались над тем, что делать с Россией в ООН. Некоторые американские конгрессмены призвали Байдена убрать ее из Совбеза ООН.
Глава Европейского Совета Шарль Мишель еще в сентябре 2022 года призвал временно остановить членство России в Совбезе ООН. В интервью RTVI в декабре он объяснил:
«В международном праве есть недостаток, если постоянный член Совбеза ООН, в данном случае Россия, дерзким образом нарушает международное право. На мой взгляд, следовало бы установить механизм прекращения членства: я не говорю о полном исключении России, но как минимум о прекращении членства России в Совбезе».