Reuters: Спасательного круга в $61 млрд для Украины недостаточно

На прошлой неделе Украина получила жизненно важный спасательный круг в размере 61 миллиард долларов от Соединенных Штатов. Но она все еще нуждается в среднесрочном плане финансирования, чтобы противостоять натиску России. Мобилизация замороженных активов центрального банка Москвы для компенсации ущерба, нанесенного войной, должна быть центральным элементом этого плана, пишет Reuters.

В сочетании с обязательствами других стран последний пакет помощи от США — который в основном будет предоставлять Украине оружие и тренировать ее войска — должен помочь Киеву продержаться примерно до конца следующего года. Это, безусловно, лучше, чем ситуация, с которой страна столкнулась неделю назад, когда ее военные запасы, необходимые для самозащиты, были на грани исчерпания.

Но в конце 2025 года у Украины снова может закончиться оружие. Даже если Джо Байдена переизберут президентом США в ноябре этого года, ему может быть сложно получить больше денег от Конгресса. А если в Белый дом вернется Дональд Трамп, американская поддержка Украины будет еще более шаткой, учитывая предыдущую недостаточную приверженность кандидата-республиканца к поддержке обороны Киева.

Многолетний план финансирования, наоборот, имел бы несколько преимуществ. Прежде всего, он обеспечил бы определенную страховку от политических колебаний в США. Это также повысило бы моральный дух украинцев и предоставило бы западным производителям вооружений большей уверенности для наращивания производства.

Расчеты российского президента Владимира Путина также могут измениться, если он посчитает, что Украина сможет продержаться еще много лет. Президент Украины Владимир Зеленский, вероятно, не сможет отвоевать много территорий, поскольку это означало бы атаковать хорошо защищенные позиции России в то время, когда Украине трудно набирать новых солдат. Но он, возможно, сможет вести переговоры о мирном соглашении с более сильной позиции — или заморозить конфликт, как это сделали Северная и Южная Корея 71 год назад, когда приостановили войну.

Украина напрягает все силы, чтобы удержать оборону против России, противника, чья экономика, составляющая 2 триллиона долларов, в 11 раз превышает ее собственную в прошлом году. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира («SIPRI»), даже несмотря на то, что Украина потратила 65 миллиардов долларов на оборону в 2023 году — впечатляющие 37% своего экономического производства — эти расходы были затменены российскими расходами в 109 миллиардов долларов.

Западная помощь заполнила этот пробел. В прошлом году Соединенные Штаты и Европа выделили Киеву 88 миллиардов евро помощи, из которых 47 миллиардов евро — это военная поддержка, а остальное — финансовая и гуманитарная помощь, подсчитал Кильский институт мировой экономики. Ассигнования — поддержка, предоставленная или предназначенная для предоставления — являются прокси для денег, которые были выплачены.

Сколько Киеву понадобится в будущем, зависит от того, какую войну он ведет. Оборонительная кампания будет стоить меньше, чем попытка изгнать Россию с больших территорий. Но учитывая то, что Кремль наращивает собственные военные расходы, Украине в будущем, вероятно, понадобится по меньшей мере столько, сколько союзники выделили в 2023 году.

По состоянию на конец февраля союзники Украины — преимущественно Европейский Союз — пообещали, но еще не выделили 103 миллиарда евро, согласно данным Кильского института. Добавьте к этому американский пакет, эквивалентный 57 миллиардам евро, и Киев, вероятно, будет иметь достаточно помощи, чтобы продержаться до конца 2025 года.

Основной способ получить гораздо больше денег для Украины — мобилизовать российские активы, которые западные страны заморозили в начале войны, на сумму около 320 миллиардов долларов. Среди идей — конфискация этих активов, использование их для обеспечения кредита, который западные страны предоставят Украине, или передача Киеву процентов, которые они генерируют.

Соединенные Штаты продвигают план по сбору средств для Киева путем капитализации процентных платежей, накапливаемых в Euroclear, клиринговом центре в Бельгии, где хранится большая часть активов. Специальная организация, вероятно, выпустит облигации, обеспеченные будущими процентными ставками, и выплатит полученные средства Украине. Соединенные Штаты надеются убедить своих партнеров по Группе Семи богатых демократий поддержать эту идею на саммите в июне. Если бы страны гарантировали проценты от активов в течение десятилетия, они могли бы привлечь от 30 до 40 миллиардов евро.

Хотя это и поможет, но не изменит ситуацию, поскольку будет финансировать Украину менее полугода. Однако предоставление Киеву 320 миллиардов долларов было бы совсем другим предложением. Это позволило бы финансировать войну как минимум до конца 2028 года. Если бы воюющие стороны прекратили или заморозили конфликт до этого времени, Украина могла бы использовать часть денег на восстановление своей экономики, которое, по оценкам Всемирного банка, будет стоить 486 миллиардов долларов.

Хотя Байден теперь имеет полномочия арестовывать российские средства, только около 5 миллиардов долларов из этих активов находятся в США. Большая часть находится в странах Европейского Союза, которые имеют юридические сомнения относительно их конфискации.

Поэтому более реалистичной альтернативой является синдицированный репарационный заем, открывает новую вкладку — схема, которую я разработал вместе с Ли Бухгейтом, опытным юридическим экспертом по вопросам суверенного долга, и Далипом Сингхом, который писал эту статью в личном качестве до того, как стал заместителем советника президента США по вопросам национальной безопасности по вопросам международной экономики в феврале этого года.

В двух словах, Украина передала бы в залог синдикату своих союзников право требования репараций против России в обмен на кредит. Если Москва откажется возмещать убытки, союзники могут использовать замороженные активы России для погашения кредита. Это юридически более надежный способ, чем конфискация.

Поскольку G7 продвигается вперед с капитализацией будущих процентов от российских активов, она должна четко заявить, что это никоим образом не мешает предоставлению гораздо большего пакета финансирования позже. Она также может достичь прогресса в отношении репарационного кредита, ускорив создание международной компенсационной комиссии с полномочиями присуждать возмещение ущерба.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций уже заявила, что такой орган необходим, и Нидерланды согласились, в принципе, в начале этого месяца принять его у себя. Как только союзники Украины узнают, что он будет создан, они будут более охотно участвовать в репарационном кредите.

Западные страны могут расслабиться теперь, когда Конгресс США наконец согласовал выделение 61 миллиарда долларов помощи. Это было бы ошибкой. Союзники Украины должны опираться на хорошие новости прошлой недели, чтобы протянуть более амбициозный спасательный круг.