Лонгриды

        Reuters: Российская экономика резко замедляется, и на горизонте еще больше потрясений

        Работник работает на локомотиво- и вагоноремонтном заводе в Улан-Удэ, 6 августа 2024 года / Фото Reuters
        Работник работает на локомотиво- и вагоноремонтном заводе в Улан-Удэ, 6 августа 2024 года / Фото Reuters

        Согласно последним экономическим данным, российская экономика резко замедлилась в последние месяцы и может оказаться под еще большим риском, если падение цен на нефть и потрясения на мировых рынках будут продолжаться и в дальнейшем, пишет Reuters.

        Рост российской экономики, подпитываемый расходами на трехлетнюю войну в Украине, превысил 4% за последние два года, но дефицит рабочей силы во многих других секторах вызвал раскручивание спирали заработной платы и цен, которая подтолкнула инфляцию выше 10%.

        В ответ центральный банк повысил ключевую процентную ставку до 21%, самого высокого уровня с начала 2000-х годов, что вызвало недовольство бизнес-лидеров, которые утверждают, что это сдерживает инвестиции. Тем временем цена на основной российский экспорт, нефть, падает.

        Реклама
        Реклама

        Согласно данным, опубликованным на прошлой неделе, рост ВВП в феврале упал до 0,8% в годовом исчислении с 3% в январе, что является самым низким показателем с марта 2023 года, причем транспорт, оптовая торговля и добыча полезных ископаемых лидируют в падении.

        Рост промышленного производства упал до 0,2% с 2,2%.

        Экономисты заявили, что, хотя февраль был на два дня короче, чем в прошлом году, признаки замедления были очевидными.

        «Ухудшение ситуации в значительной части промышленных секторов становится устойчивым. Признаки замедления набирают обороты», — отмечают аналитики Райффайзенбанка в аналитической записке.

        Они ссылаются на высокие процентные ставки, дефицит рабочей силы, нехватку производственных мощностей за пределами оборонного сектора и постоянное давление со стороны западных санкций.

        Замедление темпов роста будет усиливаться падением цен на нефть, которые достигли самого низкого уровня с апреля 2021 года из-за опасений, что импортные тарифы президента США Дональда Трампа спровоцируют глобальную рецессию.

        В отчетах, подготовленных министерством экономики и центральным банком к заседанию правительства 4 февраля — за несколько недель до того, как новость о масштабных тарифах в США шокировала инвесторов по всему миру, — уже отмечалось, что снижение цен на нефть, бюджетные ограничения и рост безнадежного корпоративного долга являются рисками для экономики.

        В отчете министерства говорится о том, что становится все более вероятной техническая рецессия до того, как инфляцию удастся взять под контроль, и что замедление кредитования и инвестиций, вызванное высокими процентными ставками, замедлит будущий рост.

        Последние данные показывают, что только сектора, связанные с военным производством или вовлеченные в замещение санкционного импорта, все еще растут.

        «В промышленности продолжается стагнация», — отмечают эксперты аналитического центра ЦМАКП (Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогноза), который консультирует правительство.

        Ранее он заявлял, что сектора за пределами военно-промышленного комплекса находятся в состоянии стагнации с середины 2013 года.

        Данные также показали, что потребительский спрос, который является основным фактором общего роста, замедлился: розничные продажи выросли всего на 2,2% в феврале после 5,4% в январе.

        «Это еще одно подтверждение того, что, несмотря на то, что доходы продолжают расти, реальный драйв от потребления угасает. Мы начинаем выходить на плато потребительского спроса», — сказала София Донец, главный экономист Т-Банка.

        Кроме того, хотя Россия была лишена новых американских импортных тарифов, Трамп пригрозил ввести санкции, направленные на дальнейшее сокращение возможностей Москвы продавать нефть, если она не сделает больше для достижения прекращения огня в Украине, которого он требовал.

        Продажи автомобилей, которые росли рекордными темпами в течение последних двух лет, когда рынок восстанавливался после выхода западных брендов в 2022 году, в первом квартале снизились на 25% в годовом исчислении, и на 46% только в марте.

        Железнодорожные грузоперевозки, за которыми следят многие экономисты, снизились на 7,2% в марте и на 6,1% в первом квартале, включая перевозки ключевых экспортных товаров, таких как нефть, зерно и металлы.

        Индекс S&P Global продемонстрировал резкое сокращение в марте в производственном секторе до минимумов 2022 года на фоне снижения объемов производства и заказов из-за слабого внутреннего и внешнего спроса.

        Экономисты в опросе Reuters в прошлом месяце прогнозировали, что рост ВВП замедлится до 1,7% в 2025 году с 4,1% в 2024 году. Министерство экономики прогнозирует рост в 2025 году на уровне 2,5%, по сравнению с прогнозом центрального банка на уровне 1-2%.

        В прошлом месяце президент Владимир Путин призвал своих экономических чиновников не замораживать российскую экономику, как в «камере криотерапии», своей жесткой монетарной политикой, что многие аналитики интерпретировали как призыв к началу цикла смягчения.

        «Промедление — это не смерть, но это похоже на рецессию», — сказал Антон Табах, аналитик рейтингового агентства „Эксперт РА“.


        Реклама
        Реклама

        ТОП-новости

        Последние новости

        все новости