Колодки — это накладки из фрикционного материала на металлической основе, которые прижимаются к диску или барабану при нажатии на педаль тормоза. Создаваемое трение замедляет вращение колеса, обеспечивая остановку автомобиля. Современные тормозные колодки изготавливаются из композитов, включающих металлические волокна, керамику, графит и связующие компоненты. Толщина новых изделий обычно составляет 10–12 мм, а минимально допустимая — 2–3 мм. Срок службы варьируется от 30 до 70 тыс. км, в зависимости от условий эксплуатации и качества материала.
Опасность неисправности комплектующих
Поломки запчастей представляют серьезную угрозу безопасности движения. Изношенные детали снижают эффективность торможения, увеличивая тормозной путь на 15–20 метров при экстренном замедлении со скорости 100 км/ч. Это повышает риск ДТП. Кроме того, сильный износ может привести к повреждению дисков, что влечет за собой дорогостоящий ремонт. В крайних случаях неисправность компонентов может вызвать отказ тормозной системы, что чрезвычайно опасно. Чаще всего неисправности компонентов возникают по таким причинам:
- Естественный износ. При нормальной эксплуатации накладки изнашиваются со скоростью 0,01–0,03 мм на 1000 км пробега.
- Агрессивный стиль вождения. Частые резкие торможения ускоряют износ. При торможении со 100 км/ч до полной остановки температура деталей может достигать 800°C.
- Перегрев. Длительное торможение может привести к перегреву и разрушению фрикционного материала.
- Некачественные материалы. Дешевые запчасти могут содержать абразивные добавки, ускоряющие износ дисков.
- Загрязнение. Попадание масла или тормозной жидкости на компоненты снижает коэффициент трения.
- Механические повреждения. Удары и вибрации вызывают растрескивание или откалывание фрикционного материала.
- Коррозия. Воздействие влаги и соли приводит к коррозии металлической основы.
Основные признаки поломок
Диагностировать неисправность комплектующих можно по таким основным симптомам:
- скрип или визг;
- увеличение тормозного пути;
- вибрация, толчки или пульсация педали;
- снижение эффективности торможения;
- неравномерный износ шин;
- запах горелого;
- загорание индикатора на приборной панели;
- увод автомобиля в сторону при замедлении;
- появление металлического звука.
Рекомендуется проверять состояние комплектующих каждые 10–15 тыс. км пробега или раз в год. При обнаружении любых признаков неисправности следует немедленно обратиться в сервисный центр для диагностики и ремонта тормозной системы.