Прогнозы FT о мире в 2024 году

Британская Financial Times попросила своих авторов сделать прогнозы о том, что ждет мир в 2024 году.

Станет ли Дональд Трамп президентом США?

Мнение Эдварда Люса: Нет. Но если недавние юридические препятствия, возникшие на пути Трампа в Колорадо и Мэне, будут преодолены, его кампания против Джо Байдена станет самыми неприятными президентскими выборами в истории США. До выборов Трампа признают виновным в уголовном преступлении как минимум в одном из четырех судебных процессов, а возможно, и в двух. Он представит это как политическое преследование со стороны «преступной семьи Байдена». Несмотря на преклонный возраст, Байден победит, потому что избиратели больше отвергают Трампа, а не потому, что одобряют второй срок Байдена.

Станет ли 2024 год более жарким, чем 2023, уже ставший самым теплым годом в истории?

Мнение Пилиты Кларк: Да. 2023 год был отмечен таким количеством экстремальных температур, что он почти наверняка окажется самым жарким за 174 года климатических записей. Но многие ученые ожидают, что 2024 год будет еще теплее, потому что жара 2023 года была усилена естественным природным явлением Эль-Ниньо. Обычно он оказывает наибольшее влияние на глобальную температуру после того, как достигнет своего пика, а это может произойти не раньше января 2024 года.

Вызовет ли война между Израилем и ХАМАС полномасштабный региональный конфликт?

Мнение Эндрю Энгланда: Нет. Война привела к вспышке насилия по всему региону с участием поддерживаемых Ираном боевых групп. Правительство Биньямина Нетаньяху ясно дало понять, что не может больше жить с боевиками «Хезбаллы» у своей границы, но есть надежда, что дипломатическое давление сдержит ситуацию. Ни Вашингтон, ни Тегеран не хотят более широкого регионального конфликта, но ситуация тревожно нестабильна.

Удастся ли США добиться «мягкой посадки»?

Мнение Джиллиан Тетт: Да, в краткосрочной перспективе. В этом году инфляция снизилась так, что удивила даже Федеральную резервную систему, а рост экономики оказался сильнее, чем ожидали большинство экономистов. Поскольку потребительские расходы остаются высокими, а рост заработной платы хорошо сдерживается, мягкая посадка может продолжаться в течение нескольких месяцев. Но не стоит делать ставку на то, что она продлится до 2024 года. Фискальной поддержки будет меньше, поскольку выплаты домохозяйствам времен СOVID уже исчерпаны. Более высокие процентные ставки провоцируют банкротства, долги США растут, а геополитические проблемы вносят раскол в мировую торговлю. Это может привести к росту инфляции и замедлению роста. Так что в течение года приземление, вероятно, станет более болезненным.

Станет ли Кир Стармер премьер-министром Великобритании?

Мнение Роберта Шримсли: Да, хотя возможно, что выборы в Великобритании не состоятся до января 2025 года. Консерваторы Риши Сунака выглядят разобщенными и измотанными. Количество мест, которые должна завоевать лейбористская оппозиция, означает, что она может прийти к власти в любом случае — от правительства меньшинства до обвального перевеса, на который сейчас указывают опросы общественного мнения. Но очень трудно представить, как премьер-министр сможет восстановить достаточную поддержку, чтобы удержать власть.

Упадет ли экономический рост Китая до 3 или менее процентов?

Мнение Джеймса Кинджа: Нет. Качество китайского роста, конечно, заметно ухудшилось за последние годы. Рынок недвижимости, на который приходится почти треть ВВП, постепенно разрушается. Местные органы власти утопают в долгах. Китайские потребители проявляют нерешительность. Однако рост ВВП в 2024 году все равно превысит 4%. Этому будут способствовать меры по спасению долга, инициативы по стимулированию экономики и другие формы господдержки. Уровень технологического прогресса останется высоким.

Вызовет ли смена президента на Тайване нападение Китая?

Мнение Катрин Хилле: Нет. Многие люди на Тайване и за его пределами в эти дни думают о войне из-за расширяющихся военных маневров Китая. Кандидат на президентских выборах в январе, представитель правящей Демократической прогрессивной партии Лай Цзин-те сильно отличается от действующей Цай Инвэнь. Но Лай ясно дал понять, что в отношении Китая будет придерживаться осторожной политики Цай, не давая Пекину повода для нападения. Китайское руководство вот главе с Си Цзиньпином, похоже, все еще верит, что у него есть шанс принудить Тайвань к объединению без борьбы — путем усиления военного запугивания, политического проникновения, экономического соблазна и международной изоляции.

Будут ли США и ЕС продолжать финансировать Украину?

Мнение Тони Барбера: Да. Когда в конце 2023 года контрнаступление Украины застопорилось, военная и финансовая поддержка Киева стала спорным вопросом по обе стороны Атлантики. Администрация Байдена намерена продолжать поставки. Сделка с республиканцами в Конгрессе может включать уступки в вопросах безопасности границ США в обмен на продление помощи Украине. Более серьезная проблема возникнет, если Дональд Трамп вернется на пост президента. Лидеры ЕС, тем временем, должны найти способ обойти вето Венгрии на пакет финансовой помощи в размере 50 млрд евро в начале 2024 года. Украине, скорее всего, не удастся добиться военного перелома, поэтому на нее будет оказываться все большее давление на тему переговоров с Москвой.

Сможет ли Урсула фон дер Ляйен остаться на второй срок в качестве председателя Европейской комиссии?

Мнение Мартина Сандбу: Да, но с некоторыми усилиями. Урсула фон дер Ляйен хорошо проявила себя в кризисный период и доказала важность общих действий ЕС в сфере здравоохранения, обороны и энергетики. Однако привычка фон дер Ляйен навязывать политику европейским столицам и тесная связь с Вашингтоном раздражают некоторых лидеров. Ее коалиция 2019 года находится под угрозой из-за успехов правых популистов на выборах в Европейский парламент, при этом правоцентристская партия ЕНП имеет все шансы сохранить пост президента. И на данный момент никто не выглядит более сильным кандидатом от ЕНП.

Будет ли Аргентина переводить свою экономику на доллар?

Мнение Майкла Стотта: Нет. Некоторые утверждают, что многострадальные аргентинцы уже сбросили со счетов песо. Они хранят сбережения, неофициально покупают и продают недвижимость в долларах. Однако несмотря на свои предвыборные обещания перевести экономику на доллар, новый президент Аргентины Хавьер Милей среди первых экономических мер вместо этого выбрал девальвацию. Хотя министр экономики Луис Капуто настаивает, что переход на американскую валюту остается долгосрочной целью, в 2024 году это вряд ли произойдет. МВФ пока не проявляет энтузиазма, а большинство экономистов считают, что минусы от потери экономического суверенитета перевесят выгоды.

Смогут ли возобновляемые источники энергии обогнать уголь в мировом производстве электроэнергии?

Мнение Дэвида Шеппарда: Нет. Хотя ожидается, что в ближайшие несколько лет доля возобновляемых источников энергии превысит долю угля, в 2024 году это вряд ли произойдет благодаря Китаю. В 2023 году спрос на уголь в Китае продолжал быстро расти, и хотя возобновляемые источники энергии тоже быстро растут, этого будет недостаточно, чтобы превзойти угольную генерацию, даже несмотря на сокращение использования угля на Западе.

Обанкротится ли компания X?

Мнение Ричарда Уотерса: Да. Илон Маск часто использует предупреждения о банкротстве для мотивации, он делал так в Tesla и SpaceX. Но на этот раз, учитывая, что рекламы в X становится меньше, а попытки создать новые источники дохода проваливаются, есть большая вероятность, что это произойдет. После недавних эмоциональных выпадов в адрес рекламодателей Илон Маск может быть достаточно безрассуден и подумать, что сможет провести компанию через банкротство и остаться в выигрыше. Борьба Маска за контроль над X в ходе банкротства стала бы захватывающим продолжением драматического приобретения Twitter.