Виталий Портников: Крым и шантаж голодом

Президент России Владимир Путин, похоже, вновь пытается использовать Крым как инструмент для шантажа голодом. Практически с первых дней войны России против Украины Кремль содействует организации искусственного голода в странах глобального юга в качестве действенного инструмента для борьбы с Западом, для того, чтобы, уверен, заставить страны Европы отказаться от поддержки Украины. Ведь голод – это не только смерть миллионов людей, но и бегство миллионов людей. Это глобальный миграционный кризис. И вполне вероятно, именно такой кризис нужен Кремлю.

Российский президент вынужден был согласиться с «зерновой сделкой», думаю, вовсе не потому, что отказался от этих планов. А потому что испугался, что демонстративная организация голода может привести к потере лояльности в странах Африки – ведь многие из лидеров этих стран до сих пор стараются сохранять хорошие отношения с Москвой. Однако Кремль практически с первого дня после подписания соглашения, похоже, искал способ, как бы от него отказаться и свалить ответственность на Украину.

Когда произошел пожар на Керченском мосту, повод, казалось бы, был найден. Владимир Путин заговорил о том, что для перевозки взрывчатки, которая использовалась для подрыва моста, был задействован один из зерновозов, участвовавших в вывозе украинского зерна. И что если эта версия подтвердится, Россия откажется от участия в зерновом соглашении. Но требуемый зерновоз, похоже, так и не нашли – российский президент больше никогда не вспоминал об этой фантастической версии.

Зато Кремли вернулся к отказу от участия в зерновой сделке после возможной атаки на корабли Черноморского флота России в бухте оккупированного украинского Севастополя. Опять Крым и опять «удобный» повод! Вначале в Москве начали говорить о том, что беспилотники, которые были задействованы в атаке, запускались с зерновоза. Потом, когда поняли, что опять придется искать зерновоз, от этой очередной фантастической версии отказались. Теперь Путин на своей пресс-конференции после саммита руководителей России, Армении и Азербайджана говорит уже о беспилотниках, которые шли по маршруту зернового коридора – и именно этим объясняет свое решение о приостановке участия в зерновой сделке.

Уверен: и эту версию Путин не может доказать – но, вероятно, ему кажется, что он наконец-то смог свалить ответственность на Украину. От турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана Путин требует расследования происшедшего в Крыму и утверждает, что без такого расследования не вернется к договорённостям. От Украины Путин ожидает «гарантий безопасности», проще говоря – любые возможные военные действия в Крыму, а, возможно, и на юге Украины в целом теперь будут увязываться российским президентом с зерновыми соглашениями.

Но, уверен, Путин никого не обманет. Он обманет только себя. Еще в первые месяцы войны России против Украины авторитетные африканские политики – бывший президент Нигерии Олусегун Обасанджо и бывшая президент Либерии, нобелевский лауреат Элен Джонсон-Серлиф говорили об африканских жертвах российской войны. Российской, прошу заметить, не украинской.

Элиты в странах глобального юга прекрасно понимают, кто начал войну. Да, они не хотят ссориться с Россией – и это продемонстрировал недавний визит в Москву и Киев президента Гвинеи-Бисау Умару Сисоку Эмбало. Но они и не хотят, чтобы их соотечественники погибали от голода и решались на восстания, которые могут привести к дестабилизации многих лояльных Кремлю режимов.

Поэтому, думаю, российскому президенту придется еще не раз задуматься над тем, что для него важнее – попытка устроить новый большой миграционный кризис или уже действительно глобальная изоляция.

Оригинал