Прозападное протестное движение в Словакии, которое было активировано промосковским курсом премьер-министра Роберта Фицо, расширилось в пятницу: по оценкам, 110 000 человек приняли участие в вечерних демонстрациях в 41 городе страны и еще 13 городах по всей Европе, пишет Politico.
По оценкам SafetyCrew, консалтинговой компании по вопросам безопасности во время массовых мероприятий, в столице Братиславе толпа составляла 42 000-45 000 человек, а в восточнословацком городе Кошице — более 20 000 человек.
В отличие от предыдущих демонстраций, беспорядки на этой неделе также всколыхнули меньшие сельские города, которые до сих пор были бастионами поддержки правящей левопопулистской партии «Smer».
49-летний Мило Янач рассказал POLITICO, что две недели назад он возвращался поездом в свой родной город Гельница (6 202 жителя) с протеста в Братиславе, когда ему на глаза попалось газетное интервью. В нем учительница Ева Вольфганг (Eva Wolfenberg) рассказывала, как работала в школе. Она объясняла, что «нет ничего страшного в том, что в Братиславе протестует 50 000 человек, а в Кошице — 15 000. Но как только в Гелнице протестуют 300 человек, все заканчивается [для правительства Фицо]».
Гелница, обедневший шахтерский городок, основанный в 13 веке этническими немцами из Баварии, лежит в Словацких Рудных горах на востоке страны. Среднемесячная заработная плата брутто в августе 2024 года составляла 1 241 евро, что является третьим самым низким показателем среди 79 районов Словакии. На последних парламентских выборах партия Фицо «Smer» победила в Хельнице, получив 30 процентов голосов.
«Я воспринял это как вызов, и даже в поезде начал отправлять сообщения людям, чтобы спросить, могут ли они помочь», — сказал Янач, который, кроме писательской деятельности и работы барменом, также является пресс-секретарем мэрии города Гелница.
«Роберт Фицо имеет большую поддержку избирателей там, где я живу. Я знаю, что он не уйдет в отставку, независимо от того, сколько людей выйдет на улицу в Гелнице, но если эти протесты начнут распространяться дальше среди этих меньших городов, мы окажемся в новой реальности», — сказал Янач.
Фицо, который до 1989 года был членом Коммунистической партии тогдашней Чехословакии, вернулся к власти в октябре 2023 года на свой четвертый срок на посту премьер-министра. Вместе с венгерским лидером Виктором Орбаном он сформировал пророссийское направление в Европейском Союзе, а перед Рождеством прошлого года посетил в Москве президента России Владимира Путина, нарушив неофициальный запрет ЕС на встречи с российскими чиновниками.
Недавно Фицо заявил, не предоставив доказательств, что легионеры из Грузии вместе с украинской военной контрразведкой разжигали протесты в Словакии с целью свержения его правительства.
Янач заявил, что протесты действительно были направлены на то, чтобы не дать Фицо «вернуть нас в прошлое, в объятия Кремля», но, по его словам, у них были и другие цели.
«При правительстве Фицо мы превратились из экономического тигра Европы в одну из беднейших стран ЕС, — сказал Янач. «Наша школьная система — это катастрофа, а здравоохранение настолько плохое, что 10 000 человек умирают здесь без надобности каждый год. Наша молодежь не видит здесь перспектив и покидает страну. Мы теряем наше будущее», — сказал он.
В пятницу Янач получил свой протест: около 400 человек вышли на акцию в Гелнице. Актер Милан Княжко, одна из центральных фигур Бархатной революции 1989 года, которая положила конец коммунизму в бывшей Чехословакии, призвал протестующих «не позволить людям из прошлого украсть наше будущее и будущее наших детей».
Люция Штасселова из братиславской неправительственной организации «Мир Украине», которая занимается организацией протестов, в пятницу обвинила Фицо в том, что он является «главным протагонистом гибридной войны России в Словакии».
Однако в пятницу словацкий лидер в социальной сети процитировал заявление офиса президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен о том, что исполнительная власть ЕС «не видит никаких признаков того, что Словакия рассматривает возможность выхода из Европейского Союза», и что «сотрудничество между Комиссией и словацким правительством является конструктивным и продуктивным».
«Я действительно спрашиваю себя, почему люди выходят сегодня на протест», — написал Фицо.
