Особое значение при контрнаступлении украинской армии будет иметь первые сутки.
Такое мнение высказал эксперт по кибермощности и предстоящим конфликтам в Международном институте стратегических исследований в США Франц-Стефан Гади, пишет Foreign Policy.
Сейчас, отмечает издание, большинство спекуляций и дебатов касаются того, когда и где украинские войска нанесут удар, насколько большую наступательную силу собрала Украина и как повлияют на контрнаступление новые поставки западного оружия.
Однако лишь высшее командование Украины владеет информацией о том, имеют ли ВСУ решающее преимущество в огневой мощи, боеприпасах, численности войск и материально-техническом обеспечении.
По мнению эксперта, наступательная операция может оказаться успешной, если украинским силам удастся вызвать паралич в российском военном руководстве и панику среди рядовых солдат. Это помогло бы «избежать истощения в первые часы будущего наступления».
Издание пишет, что лучше сможет сработать не только оружие, но и нематериальные факторы: тактическая внезапность, лидерство на поле битвы и боевой дух.
При таком сценарии украинские бронетанковые колонны прорывают эшелонированную российскую оборону, быстро продвигаются к российскому тылу и угрожают узлам управления, усиливая панику и «паралич».
Именно такой подход реализовали украинцы во время молниеносного контрнаступления в сентябре 2022 года в Харьковской области.
ВСУ создали условия для атаки с помощью артиллерии. Затем достигли тактической внезапности и увеличили численность сил, повлекли за собой временную панику и сбой в российском командовании и управлении. Все это задержало скорую отправку российских резервов, укрепивших линию фронта.
В итоге Украина за 10 дней освободила более 6 тысяч квадратных километров оккупированных Россией территорий.
В предстоящем весеннем наступлении Украина, скорее всего, попытается повторить молниеносное Харьковское наступление.
В такой ситуации, отмечает эксперт Гади, тактическая внезапность чрезвычайно важна, поскольку увеличивает возможность получить огневое преимущество и благоприятное соотношение сил, по крайней мере, на короткий период времени.
Он также считает, что украинской стороне необходимо держать врага в незнании времени и места нанесения первого удара.
Кроме того, ВСУ должен выявить участки фронта со слабой эшелонированной обороной, ведь россияне в ожидании контрнаступления хорошо укрепились: установили бетонные пирамидальные противотанковые сооружения, известные как «зубы дракона», заменяли поля, вырыли противотанковые рвы, блиндажи и траншеи.
Еще одним важным условием для достижения успеха в контрнаступлении специалист считает тактическое лидерство, поскольку оно играет решающую роль и оказывает непосредственное влияние на боевой дух на поле боя.
«Солдаты, которые не доверяют своим военачальникам из-за того, что они кажутся подавленными, быстро теряют моральную стойкость», — констатирует Гади из Международного института стратегических исследований.
Последним фактором, о котором пишет издание, является способность российской стороны быстро мобилизовать свой оперативный резерв, о чем также станет известно в течение первых суток.
Если общая паника заблокирует дороги, то тыловым резервам РФ будет трудно добраться до линии фронта в точке прорыва — если эти резервы вообще будут доступны.
Так что первые сутки грядущего весеннего наступления могут стать самым длинным днем для Украины.
В долгосрочной перспективе украинским вооруженным силам трудно избежать истощения в этой наземной войне с упором на артиллерию. Украинцы могли бы добиться тактического успеха, если бы повлекли паралич в российском военном руководстве и панику среди бойцов, спровоцировав разгром на начальном этапе контрнаступления.
Совершенно другой вопрос, будет ли этого достаточно для достижения долгосрочных стратегических успехов, не говоря уже о победе в войне.