Падение мировых фондовых рынков началось в пятницу, 2 августа: индекс Токийской биржи Nikkei снизился более чем на 2 200 пунктов, что стало рекордным за последние годы. В понедельник, 5 июля, обвал продолжился: больше всего снизились индексы в азиатских странах — в Японии на 12%, в Южной Корее более чем на 9%, а в Тайване на 8,4%. Рынки европейских стран обвалились меньше, но индексы также упали.
Падение японского рынка 5 августа стало крупнейшим со времен «черного понедельника» (всемирного краха фондового рынка) в октябре 1987 года, пишет RFI.
Фондовые рынки в Сингапуре, Индонезии, Таиланде и на Филиппинах упали меньше — примерно на 2%-3%.
Индексы британских бирж FTSE 100 и FTSE 250 снизились на 3% и более 4% соответственно, во Франции, Португалии и Испании эти показатели упали на 2-3%, 1% потерял немецкий рынок Dax.
Падение фондовых рынков произошло после появления данных о рынке труда в США за июль: количество вакансий оказалось намного ниже, чем ожидалось. В течение месяца было создано около 114 000 рабочих мест, а на Уолл-стрит прогнозировали, что появится 175 000 новых вакансий. Этот показатель стал наименьшим с декабря 2023-го и вторым по слабости по сравнению с мартом 2020-го — последним месяцем перед началом пандемии коронавируса.
На этом фоне выросли опасения относительно возможной экономической рецессии в США: экономисты Golden Sacks заявили, что за месяц ее вероятность выросла на 10% и сейчас составляет 25%.
«Падение рынков спровоцировано тем, что практически до 4,5% увеличилась безработица в Соединенных Штатах Америки, — говорит украинский экономист Олег Пензин, — Собственно, проблема даже не в самом увеличении безработицы, а уменьшении вакансий по новым рабочим местам, которые созданы. А это спровоцировало определенные опасения относительно возможной рецессии. Но, как по мне, там гораздо больше чисто психологических факторов, которые касаются профессиональных игроков этого рынка», — говорит эксперт.
Sky News отмечает, что волнения игроков рынка возникли на фоне опасений относительно увеличения экономической мощи Китая, а также нескольких «слабых» отчетов крупных технологических компаний, которые спровоцировали нервозность инвесторов относительно размера доходов от искусственного интеллекта.
Оценивая сегодняшнее падение, следует вспомнить, что около двух месяцев назад фондовые рынки, наоборот, стремительно росли и даже фиксировались исторические максимумы индексов — поэтому снижение показателей сейчас не стоит драматизировать, считает экономист Олег Пензин. К тому же рынок ценных бумаг является в определенной степени виртуальным и имеет очень слабое влияние на реальные экономики стран.
«Поэтому в данной ситуации ни на текущую работу предприятий, ни на производство, ни на цены товаров, которые производят предприятия, снижение индексов по большому счету не повлияет. Поэтому непосредственно на гражданах стран, где происходит падение индексов, они не отразятся. Поэтому я бы на сегодняшний момент не абсолютизировал эти процессы. Это скорее «игра на нервах» участников рынка, чем реальные процессы, отражающиеся на экономиках стран», — говорит экономист, и прогнозирует: вполне вероятно, что в ближайшее время рынки снова начнут расти.
Настоящие сдвиги и более существенные изменения на биржах мир увидит уже в сентябре-октябре, ближе к выборам в США.