Оксфордский университет сообщил, что словом года 2025 стало rage bait. Об этом говорится в пресс-релизе Оксфордского университета. Эксперты выбирали между тремя вариантами — rage bait, aura farming и biohack — и после трехдневного участия более 30 тысяч человек решили остановиться именно на rage bait, учитывая голосование, общественные настроения и лексические данные.
Rage bait определяется как онлайн-контент, созданный специально для того, чтобы вызвать гнев или возмущение, обычно для увеличения трафика или привлечения аудитории к определенной странице или публикации в соцсетях. В течение года, на фоне общественных беспорядков, дискуссий о регулировании онлайн-контента и опасений по поводу цифрового благополучия, термин приобрел более широкое значение и стал отражением того, как меняется наше отношение к вниманию, взаимодействию и этике в интернете. Использование слова утроилось за последние 12 месяцев.
Впервые rage bait появился в 2002 году в Usenet как описание реакции водителя, которого провоцировали другие участники движения, после чего слово распространилось в интернет-сленге для обозначения вирусных публикаций. Впоследствии термин стал обобщенным обозначением контента, который намеренно вызывает гнев, и вошел в употребление в редакциях по всему миру и среди контент-креаторов. Его часто используют в перформативной политике, а алгоритмы соцсетей способствовали развитию практик rage-farming — систематического нагнетания эмоций, в частности через дезинформацию или конспирологический контент.
В университете уточняют, что слово года может быть не только отдельным словом, но и выражением. Rage bait состоит из слов rage и bait, оба из которых происходят из среднеанглийского. Хотя термин имеет общие черты с clickbait, rage bait более узко направлен на провоцирование злости, раскола и поляризации.
Президент Oxford Languages Каспер Гратволь отметил, что 2025 год отмечен вопросами о том, кем мы являемся в эпоху технологий — от deepfake-образов и виртуальных инфлюенсеров до онлайн-платформ и искусственного интеллекта. Он подчеркнул, что стремительный рост использования термина rage bait демонстрирует осознание манипуляций, в которые пользователей могут втягивать онлайн. Если раньше платформы стремились привлечь внимание интересом, то сейчас все чаще происходит воздействие именно на эмоции. По его мнению, rage bait вместе с прошлогодним словом года brain rot иллюстрируют цикл взаимодействия: возмущение стимулирует реакции, алгоритмы усиливают их, а чрезмерное воздействие приводит к истощению.
