Лонгриды

        Обещали обучение охранников, отправили на войну: как южноафриканцев заманили в российскую армию

        Об афере стало известно 6 ноября, когда ЮАР сообщила, что получила сигналы бедствия от 17 мужчин в возрасте от 20 до 39 лет, которые заявили, что застряли на Донбассе / Фото Reuters
        Об афере стало известно 6 ноября, когда ЮАР сообщила, что получила сигналы бедствия от 17 мужчин в возрасте от 20 до 39 лет, которые заявили, что застряли на Донбассе / Фото Reuters

        Южноафриканец Дубандлела, отец троих детей, в июле испытывал гордость, когда его 20-летний сын подписался на якобы элитную подготовку VIP-охранников в России, пишет Reuters.

        Пять месяцев спустя Дубандлела находится в отчаянии. Его сын стал жертвой вероятной вербовочной аферы: по его словам, он и по меньшей мере еще 16 южноафриканцев были фактически мобилизованы неопределенной наемнической структурой и отправлены воевать на стороне российских сил в Украине.

        «Я виню себя», — сказал Дубандлела агентству Reuters в своем доме в Дурбане на восточном побережье ЮАР, отметив, что не мог оплатить сыну обучение в университете.

        Реклама
        Реклама

        Пресс-секретарь президента ЮАР Сирила Рамафосы Винсент Магвенья заявил, что это дело «находится на самом высоком уровне внимания».

        «Процесс возвращения этих молодых людей чрезвычайно чувствителен, – сказал он. – Они сталкиваются с серьезной угрозой для жизни, и мы ведем переговоры с различными органами власти – как в России, так и в Украине – чтобы выяснить, как вывести их из этой ситуации».

        По его словам, основной акцент переговоров – именно с российской стороной, поскольку имеющаяся информация свидетельствует, что южноафриканцев «фактически втянули в состав российских вооруженных сил».

        На телефоне Дубандлелы хранятся фотографии, которые, по его словам, сын прислал в начале декабря с места вблизи линии фронта на востоке Украины, в районе Донбасса.

        На одном из снимков его сын в военной форме неуклюже держит автомат АК-47. На другом – пытается спать в нижнем белье на бетонном полу тесного подвала после укрытия от украинских дронов. Он выглядит настолько худым, что видны ребра.

        Дубандлела, которому 56 лет, отказался называть полное имя свое и сына из соображений безопасности. По его словам, сын рассказывал, что вместе с другими рекрутами ежедневно копал окопы в мороз.

        «Иногда нет еды – даже неделями, иногда нет воды», – сказал он. По его словам, сын часто плачет во время телефонных разговоров.

        «Я хочу вернуться домой… Пожалуйста, папа, поговори с кем-нибудь», – цитирует он слова сына.

        Об афере стало известно 6 ноября, когда ЮАР сообщила, что получила сигналы бедствия от 17 мужчин в возрасте от 20 до 39 лет, которые заявили, что застряли на Донбассе.

        Расследованием занимается элитное подразделение полиции Hawks. Оно сосредоточено, в частности, на вероятном участии Дудузиле Зумы-Самбудлы – дочери бывшего президента ЮАР Джейкоба Зумы. Она впоследствии сложила мандат депутата от оппозиционной партии Umkhonto weSizwe, которую возглавляет ее отец, и отрицала какую-либо осведомленность о афере.

        По словам полиции, дело рассматривается как возможное преступление против государства, поскольку гражданам ЮАР запрещено оказывать несанкционированную военную помощь иностранным государствам, вооруженным группировкам или наемникам.

        Через несколько дней после прибытия в Россию 11 июля рекрутам в Ростове-на-Дону предложили контракты на русском языке. Двое из них рассказали Reuters, что не хотели подписывать документы из-за отсутствия переводчика, однако, по их словам, присутствовавшая Зума-Самбудла убедила их, что речь идет только о контрактах на охранную подготовку.

        Когда рекруты поняли, что их отправляют на войну, «мы были в шоке», рассказал один из них.

        По их словам, в августе им сообщили, что они едут воевать. Переписка в WhatsApp, которую один из рекрутов передал Reuters, свидетельствует, что на его предостережения о подготовке к войне он получал ответы типа: «Это не передовая, вас просто пугают», а также заверения, что они «только будут патрулировать».

        Впоследствии у рекрутов начали забирать банковские карты и телефоны, однако им отвечали: «Все хорошо, нет никакого стресса».

        Один из рекрутов – 40-летний южноафриканский охранник, отец троих детей – рассказал, что они часто оставались без связи, питались хлебом и консервированной рыбой, загружали артиллерийские снаряды и постоянно боялись за жизнь.

        Он находился на Донбассе во время последнего контакта с Reuters 18 декабря.

        По данным Украины, на стороне России воюют более 1 400 граждан из нескольких десятков африканских стран. Среди них был и 22-летний кениец Дэвид Кулоба, который подписал контракт на русском языке о «добровольной службе» в армии РФ.

        Когда он понял, что его отправляют в Украину, по словам матери, он уверял ее, что будет в безопасности. Это был их последний разговор.

        Впоследствии женщина получила голосовое сообщение от побратима сына: Дэвид погиб в результате взрыва на передовой.


        Реклама
        Реклама

        ТОП-новости

        Последние новости

        все новости