За короткий промежуток времени пятеро чиновников, среди которых несколько генералов, оказались за решеткой. Официально их обвиняют в коррупции. Однако арестованные, похоже, являются как минимум жертвами внутренней борьбы за власть, пишет швейцарское издание Neue Zürcher Zeitung.
Землетрясение редко происходит в одиночку: отставка давнего министра обороны России Сергея Шойгу, состоявшаяся 12 мая, неудивительно, что оказалась не просто изолированным событием. Отставка Шойгу потрясла все высшее военное руководство Москвы. Более полудюжины высокопоставленных чиновников были арестованы или уволены, четверо только на этой неделе. Это дает понять, что Кремль начал настоящую «чистку» в рядах генералитета.
Эта кампания была начата не падением Шойгу, а зловещим событием, произошедшим тремя неделями ранее. Тогда власти арестовали заместителя министра обороны Тимура Иванова, человека, который годами вел роскошную жизнь, но которого режим ценил и защищал как практичного менеджера.
Благодаря расследованию российского журнала в эмиграции «The Insider» стало известно, что аресту Иванова предшествовала операция, похожая на триллер. Из-за того, что функционер узнал о расследовании, его самого охраняли спецназовцы. Спецслужба ФСБ смогла вмешаться только тогда, когда заместитель министра явился на прием к врачу. Там его схватили и вывезли через черный ход, прежде чем его охранники успели что-то заметить.
По словам экспертов по вопросам разведки Андрея Солдатова и Ирины Бороган, ФСБ также сыграла ведущую роль в других арестах. По названию департамент военной контрразведки ФСБ имеет задачу разоблачать вражескую агентуру в рядах вооруженных сил. На самом же деле он служит режиму, прежде всего, для контроля над военными и обеспечения безусловной лояльности. Очевидно, Кремль считает момент идеальным для того, чтобы спустить этого «цепного пса» на генералитет. Ситуация на фронте более-менее благоприятная, и Шойгу больше не может защищать свои старые кланы.
С середины мая по обвинению во взяточничестве были арестованы генерал-лейтенант Юрий Кузнецов, начальник управления кадров Министерства обороны генерал-лейтенант Вадим Шамарин, начальник управления военных закупок полковник Владимир Валентеский и бывший командующий 58-й армией генерал-майор Иван Попов.
Пресс-секретарь президента России Путина представил это как абсолютно нормальное явление и говорил о «постоянной и последовательной работе в борьбе с коррупцией». Это неправдоподобно, поскольку, с одной стороны, такое накопление уголовных производств против военных чиновников является абсолютно необычным и беспрецедентным для всей путинской эпохи. Во-вторых, не может быть и речи о последовательности в борьбе с коррупцией, поскольку о коррумпированности таких людей, как Иванов, было известно давно благодаря расследованиям критически настроенных к режиму журналистов, но с этим мирились. Складывается впечатление, что следователи собирали свои доказательства в досье, пока не получили зеленый свет для удара.
Личное одобрение Путиным этой «кампании зачистки» можно считать несомненным. Однако остается непонятным, в чем именно заключаются его политические расчеты. Вероятно, Путин давно понял, что нужно вымести железной метлой Министерство обороны, но сначала нужно было дождаться подходящего случая.
Мятежный глава теневой армии Вагнера Евгений Пригожин в прошлом году попал в цель своей критикой некомпетентности и обогащения высшего военного руководства, но Путин не мог смириться с бунтом Пригожина. Поэтому он поддержал Шойгу в этой борьбе за власть, и сначала ему пришлось избавиться от главы Вагнера, прежде чем он смог возглавить министерство обороны. Назначив новым министром своего верного приспешника, экономиста Андрея Белоусова, Кремль создал важную предпосылку для репрессий. Перед Белоусовым стоит задача сократить военный аппарат для повышения его эффективности.
Это включает в себя борьбу с коррупцией, но в нынешней волне также играют и другие мотивы. Арест генерал-лейтенанта Вадима Шамарина в четверг вызвал удивление, поскольку это первый случай, когда мишенью стал последователь и заместитель начальника Генерального штаба Валерия Герасимова. Это указывает на борьбу за власть, в которой Герасимов, который уже давно вызывает споры в армии, может рано или поздно стать жертвой.
Политика также омрачает дело Попова. Генерала, который в пятницу предстал перед судьей, обвиняют в мошенничестве по делу, в котором главный подозреваемый больше не может давать показания, поскольку умер. По мнению многих российских обозревателей, погубило Попова несколько иное — его дерзкая критика злоупотреблений в армии. Он озвучил ее публично и в популистском тоне летом 2023 года. Тогда харизматичного генерала, которого уважали в частях армии, сразу же отправили в отставку. Теперь его наконец делают примером для запугивания.
Увольнение генерал-лейтенанта Сухраба Ахмедова является еще одним примером. Командующий 20-й армией, воюющей на Донбассе, крупнейшего по официальным данным соединения российских вооруженных сил, якобы был занозой в глазу нового министра обороны Белоусова. Оснований для его отставки было бы достаточно еще раньше: Ахмедова обвиняют в различных ошибочных решениях, которые стоили жизни многим солдатам. Несмотря на это, Путин несколько раз повышал его в должности во время войны, последний раз — полгода назад.