Солдаты воюют в холодных, грязных окопах, обстреливаемых артиллерией, или в лесах сожженных и взорванных домов во время городских боев. Уровень потерь высок, а опасных миссий, таких как штурм удерживаемых врагом посадок, множество, пишет The New York Times.
Планируя обновление украинской армии в экстремальных условиях, как бывший главнокомандующий, так и его преемник отмечали одну и ту же насущную проблему: необходимость освободить истощенные, уставшие войска, чьи боевые походы растянулись почти на два года.
На бурной для украинских военных неделе усилий президент Владимир Зеленский отстранил от исполнения обязанностей главнокомандующего генерала Валерия Залужного, в то время как помощь от крупнейшего источника оружия и боеприпасов для Украины — Соединенных Штатов — оказалась под вопросом в Конгрессе.
Хотя Украина полагается на союзников в вопросе вооружения, пополнение рядов Вооруженных сил является внутренней проблемой. Небольшие протесты вспыхнули против предложения парламента расширить призыв на молодых мужчин, но пока законодатели не спешат с этим шагом.
Военные аналитики в основном сходятся во мнении, что Украина, в лучшем случае, удержит существующие линии фронта в наземных боях в этом году с новым притоком американского оружия — и рискует отступить без него. Она планирует пополнить свои ряды за счет мобилизации, одновременно выводя Россию из равновесия ударами беспилотников с большого расстояния и диверсионными операциями в тылу врага и внутри России.
Объявляя о назначении генерала Александра Сырского командующим Вооруженными силами, Зеленский сказал, что хочет получить «новую управленческую команду» для Вооруженных сил. Он сигнализировал о поиске новой стратегии, которая бы учитывала истощенность солдат на передовой в миллионной армии Украины, которая ведет крупнейшую войну в Европе со времен Второй мировой войны.
Он предложил частичное решение проблемы путем переброски большего количества солдат с тыловых позиций в боевые действия, но он также сигнализировал о «новом подходе к мобилизации и рекрутингу», не уточняя деталей.
Мобилизация была одним из факторов отставки генерала Залужного. Планы призыва большего количества солдат для участия в мрачной окопной войне не были чем-то, с чем никто из военного или гражданского руководства Украины не хотел ассоциировать себя. Генерал Залужный и Зеленский находились в открытом, публичном споре о мобилизации с декабря.
На пресс-конференции в декабре господин Зеленский заявил, что штаб генерала Залужного попросил призвать от 450 000 до 500 000 человек, и этот комментарий, по словам оппозиционных политиков, имел целью переложить на военных ответственность за решение о мобилизации такого количества солдат.
Генерал Залужный ответил, что решение о дополнительном призыве не зависит от военных. Он сказал, что вооруженные силы подготовили расчеты потребности в личном составе, чтобы обеспечить ротацию тех, кто служит сейчас, заменить погибших или раненых в бою и предусмотреть будущие потери.
«Нам нужны снаряды, оружие и люди, — сказал генерал Залужный. «Все остальное делают органы, которые имеют на это полномочия».
В своем заявлении после назначения в четверг генерал Сырский перечислил среди своих приоритетов «жизнь и здоровье военнослужащих» и сказал, что военные будут искать «баланс» для подразделений между развертыванием на передовой и обучением.
В этом чрезвычайно деликатном для Украины вопросе «единства нет», — сказала Ирина Фриз, депутат Верховной Рады от оппозиционной партии «Европейская солидарность». «Вопрос мобилизации был саботирован ради политики».
Законопроект о мобилизации прошел первое чтение в Верховной Раде Украины. Он предусматривает снижение призывного возраста с 27 до 25 лет и ужесточение наказания для тех, кто уклоняется от призыва.
Сейчас в Украине призывают мужчин в возрасте от 27 до 60 лет. В условиях военного положения всем мужчинам от 18 до 60 лет запрещено выезжать за пределы страны.
Мужчины с тремя и более детьми освобождаются, но мужчинам, которые ушли добровольцами или чьи семьи расширились до трех детей во время службы, не разрешено увольняться из армии.
Законопроект в парламенте также разрешает демобилизацию военнослужащих после трех лет службы, сохраняя перспективу отсрочки примерно через год для солдат, которые воюют с момента вторжения в 2022 году. Ожидается, что закон будет принят в этом месяце и вступит в силу в марте, написал в Telegram Ярослав Железняк, член оппозиционной партии «Голос».
Для мужчин, имеющих право на призыв, окопная война является ужасной перспективой. Солдаты гибнут от артиллерии, взрывов беспилотников и снайперов, а также в ближнем бою с российскими войсками. Вездесущие российские наземные мины оторвали ноги или ступни тысячам украинских мужчин. А блиндажи, где солдаты спали прошлой зимой, заполонили грызуны, которых привлекает тепло бревен или грубых деревянных конструкций, ухудшая неприятные условия на фронте.
Солдаты на фронте обычно проводят три дня или около того, посменно спя в окопах и блиндажах под обстрелами, а затем три дня на менее рискованных резервных позициях, таких как заброшенные дома в близлежащих деревнях.
Г-жа Фриз отметила, что украинское правительство и парламент должны разработать призыв таким образом, чтобы сбалансировать потребности армии и экономики, а также поддержать политическую стабильность — все вопросы, выходящие за рамки обязанностей военных.
Снижение призывного возраста, например, приведет к тому, что на войну пойдут более здоровые и крепкие солдаты, но создает долгосрочные риски для поддержания численности населения Украины, учитывая демографическую ситуацию в стране.
Как и в большинстве бывших советских республик, Украина имеет немногочисленное поколение 20-летних, поскольку уровень рождаемости резко упал во время глубокой экономической депрессии 1990-х годов. Из-за этой демографической ямы в Украине сейчас втрое больше мужчин в возрасте 40 лет, чем в возрасте 20 лет.
Призыв большего количества мужчин в возрасте 20 лет, учитывая вероятные потери в боях, может привести к уменьшению количества рождений в этом небольшом поколении украинцев, что приведет к уменьшению количества мужчин призывного и трудоспособного возраста через десятилетия и поставит под угрозу будущую безопасность и экономику страны.
Как один из шагов, направленных на уменьшение беспокойства мужчин, которые призваны в армию, но хотят иметь детей, парламент рассматривает законопроект об оплате медицинских счетов для солдат, желающих заморозить свою сперму, чтобы их партнерши могли забеременеть, если они погибнут во время боевых действий.
Трудовые ресурсы Украины уже значительно уменьшились из-за того, что женщины бегут от войны, а мужчины вступают в армию.
На прошлой неделе толпа, разъяренная мобилизацией, заблокировала дорогу возле одного из западноукраинских сел, вступив в бурное противостояние с водителями и полицией, что проиллюстрировало политические риски расширения мобилизации.
Села на западе были основным источником солдат для украинской армии, и поддержка войны на западе страны была выше, чем в целом по Украине. Но потеря близких мужчин нанесла ущерб многим семьям.
Блокирование дороги произошло во вторник в селе Космач Ивано-Франковской области и началось с необоснованных слухов в местных чатах о том, что представители военкомата приезжают, чтобы найти мужчин, которые остались в селе, говорится в заявлении полиции. Около 100 женщин заблокировали дорогу, и протест перерос в насилие, когда они приняли женщину из соседнего села за представителя военкомата, сообщили сотрудники полиции.
Женщина, Иванна Ванджурак, написала в Facebook, что толпа кричала, что она является «наводчицей» местного военкомата. Обвинение перекликается с распространенным в украинском обществе беспокойством, что шпионы в его среде, известные как «споттеры», помогают России определять ракетные цели, но в этом случае источником беспокойства стала система военного призыва.
Дмитрий Мохначук, председатель совета, который руководит селом и близлежащими громадами, рассказал местным СМИ, что женщины согласились разойтись, но сказали ему, что они «борются против работников военкомата».