Уже более 10 лет Запад снова противостоит Востоку в том, что многие называют новой холодной войной. Но с возвращением к власти президента Трампа создается впечатление, что Америка может перейти на другую сторону, говорится в материале The New York Times.
Даже когда во вторник американские и российские переговорщики впервые после начала полномасштабного российского вторжения сели за стол переговоров, Трамп дал понять — он готов отказаться от союзников Америки, чтобы объединиться с президентом России Путиным.
По мнению Трампа, Россия не несет ответственности за войну. Вместо этого он считает, что виновата Украина. Слушая во вторник беседу Трампа с журналистами, вы услышали версию реальности, которая была бы неузнаваемой на месте в Украине и уж точно никогда не прозвучала бы из уст любого другого американского президента любой партии.
По мнению Трампа, украинские лидеры сами виноваты в происходящем, поскольку не согласились сдать территорию, и поэтому, как он считает, они не заслуживают места за столом мирных переговоров, которые он только что начал с Путиным. «Вам не следовало этого начинать», — сказал Трамп, имея в виду украинских лидеров, которые, вообще-то, этого не начинали. «Вы могли бы заключить соглашение».
Он продолжил: «Сейчас у вас есть руководство, которое позволило развязать войну, которой вообще не должно было быть». И наоборот, Трамп не произнес ни одного слова упрека в адрес Путина или России.
Дональд Трамп находится в процессе осуществления одного из самых впечатляющих поворотов в американской внешней политике за последние несколько поколений, поворота на 180 градусов, который заставит друзей и врагов кардинально перестроиться.
С момента окончания Второй мировой войны длинный парад американских президентов рассматривал сначала Советский Союз, а затем, после короткого и иллюзорного межцарствия, его преемницу Россию как силу, с которой, по меньшей мере, стоит быть осторожнее. Трамп делает все возможное, чтобы рассматривать ее как партнера в будущих совместных предприятиях.
Он ясно дает понять, что Соединенные Штаты перестали изолировать Путина за его неспровоцированную агрессию против более слабого соседа и убийство сотен тысяч людей. Зато Трамп, который всегда имеет ощутимую симпатию к Путину, хочет снова принять Россию в международный клуб и сделать ее одним из лучших друзей Америки.
«Это позорный разворот американской внешней политики, какой она была 80 лет», — говорит директор отдела исследований внешней и оборонной политики Американского института предпринимательства Кори Шейк, которая была помощницей по национальной безопасности при президенте Джордже Буше-младшем.
«На протяжении всей холодной войны США отказывались узаконить советское завоевание стран Балтии, и это придавало силы людям, которые борются за свою свободу… Теперь мы узакониваем агрессию для создания сфер влияния. Каждый американский президент за последние 80 лет выступил бы против заявления президента Трампа», — сказала Шейк.
Для окружения Трампа «разворот» — это необходимая коррекция многолетней ошибочной политики.
Он и его союзники считают, что расходы на оборону Европы слишком высоки, учитывая другие потребности. С этой точки зрения, достижение определенного соглашения с Москвой позволит США вернуть домой больше войск или направить ресурсы национальной безопасности на Китай, который они считают «самой большой угрозой».
На встрече в Эр-Рияде не было ни одного украинского лидера, не говоря уже о других европейцах. Вместо этого, судя по всему, это была встреча двух великих держав, деливших между собой зоны господства, современный Венский конгресс или Ялтинская конференция.
Трамп уже давно считает Путина своим соотечественником, сильным и «очень умным» игроком, чья попытка заставить Украину пойти на территориальные уступки была ничем иным, как «гениальностью». В его глазах Путин — человек, достойный восхищения и уважения, в отличие от лидеров традиционных союзников США, таких как Германия, Канада или Франция, к которым он относится с презрением.
Очевидная вера Трампа в свою способность заключить сделку с Путиным смущает ветеранов органов национальной безопасности, которые имели дело с Россией в течение многих лет. «Мы должны разговаривать с ними так же, как разговаривали с советскими лидерами во время холодной войны… То есть вы им не доверяете», — говорит Селеста Волландер, которая занималась вопросами России и Украины как помощник министра обороны США.
«Когда вы ведете переговоры, вы исходите из того, что они будут их нарушать. Вы пытаетесь найти интересы, которые совпадают, но признаете, что наши интересы в корне противоречат друг другу, и вы пытаетесь справиться с опасным противником, а не стать лучшими друзьями», — сказала Волландер.
Общаясь с журналистами во вторник, Трамп говорил так, будто он действительно считает другом Россию, а не Украину. «Россия хочет что-то сделать… Они хотят остановить дикое варварство», — сказал он.