В течение 27 месяцев войны президент Байден последовательно сопротивлялся давлению с целью принять Украину в НАТО, убежденный, что это может быстро привести к тому, что американские войска будут вынуждены вступить в прямой бой с РФ.
Поэтому накануне он предложил альтернативные шаги, призванные продемонстрировать президенту Путину, что США и их союзники не намерены оставлять Украину одну, пишет The New York Times.
Владимир Зеленский тепло поблагодарил Байдена, несмотря на то, что договор по безопасности кредит были далеко не тем, чего он хотел в этот серьезный момент противостояния.
Но еще большее беспокойство у лидера Украины и всей Европы вызывает то, что сами соглашения могут не пережить итогов американских и европейских выборов.
Договор о безопасности, основанный на аналогичных десятилетних обязательствах перед Израилем, не содержит никакой информации о финансировании — только американское обязательство работать с Конгрессом, чтобы обеспечить финансирование. Это, скорее всего, означает еще одну ожесточенную борьбу на Капитолийском холме.
Также беспокойство Зеленского вызывает то, что Байден, возможно, находится на своем последнем саммите G7. А в мелком шрифте соглашения о безопасности, которое они подписали, есть такой пункт: “Любая из сторон может прекратить действие настоящего соглашения, направив письменное уведомление по дипломатическим каналам”, которое “вступит в силу через 6 месяцев”.
Это именно та лазейка, которой воспользовался Дональд Трамп в иранском ядерном соглашении, от которого он отказался в 2018 году.
“Это соглашение, которое действительно фиксирует момент… С одной стороны, это полезный шаг для установления долгосрочных отношений с Украиной. С другой, это очень мало для того, чего украинцы действительно хотят — реального членства в НАТО, которое, в отличие от бумажки, трудно отозвать”, — сказал директор проекта ”Транснациональные угрозы” в американском Центре стратегических и международных исследований (CSIS) Сет Джонс.
Кредит в размере 50 миллиардов долларов, если он будет предоставлен в этом году, будущему президенту будет сложнее отменить, и деньги придут как раз вовремя.
Но кредит — это гонка со временем и потенциалом России. Первые два года войны считалось, что время на стороне Украины, что Путину придется отступить, если противостояние затянется. Теперь никто не думает, что это так.
Несмотря на все разговоры, что поддержка будет продолжаться “столько, сколько потребуется”, было мало обсуждений, по крайней мере в пределах слышимости репортеров, как может выглядеть реалистичный финал.
В новом соглашении по безопасности говорится о “справедливом и прочном мире”, но не определено, что это значит. И что произойдет, если справедливый мир окажется в противоречии с прочным.
Путин, похоже, обладает удивительно высокой терпимостью к боли — или, по крайней мере, к страданиям своих солдат. В мае в среднем каждый день погибали или получали ранения более 1000 российских солдат, сообщили накануне высокопоставленные военные чиновники НАТО. Армия Украины становится сильнее, поскольку военная помощь наконец-то поступает на поле боя.
Один из западных военных чиновников заявил, что наступление России на Харьков “завершилось” и в ближайшем будущем не будет продолжаться, и что украинские удары по артиллерийским базам на территории России начали ослаблять ее атаки.
Однако высокопоставленный представитель НАТО, который представил свою оценку на брифинге, сказал, что в ближайшие недели ожидается “довольно значительный натиск” со стороны России и она очень хотела бы омрачить празднование 75-летия НАТО в Вашингтоне в следующем месяце.