Директорат по делам иностранцев Норвегии (UDI) начинает процедуру проверки заявлений на получение коллективной защиты для украинцев, которые не проживали на родине, когда началась война. Среди них 370 мужчин призывного возраста, пишет NRK.
Когда Россия напала на Украину зимой 2022 года, правительство Норвегии быстро ввело схему коллективной защиты для перемещенных лиц из Украины.
Схема коллективной защиты предусматривает предоставление разрешений на проживание без индивидуальной оценки потребности в защите.
С тех пор более 77 000 украинцев подали заявления на получение коллективной защиты в Норвегии, согласно обновленным данным UDI.
Украинцы, проживавшие в других странах на момент начала войны, не подпадают под действие этой схемы, но, тем не менее, им было разрешено остаться в Норвегии, поскольку было отменено обязательство для украинцев покинуть страну.
Сейчас это обязательство снова вводится для украинцев. В то же время, UDI начинает индивидуальное рассмотрение этих заявлений о предоставлении убежища.
Речь идет о 800-1000 человек, которым в конце концов может быть предложено покинуть Норвегию.
Норвежские власти уже сделали несколько шагов, чтобы сделать приток украинских беженцев более управляемым.
«Новым является то, что мы начинаем с индивидуального рассмотрения дел. Это делается путем оценки ситуации человека. Среди прочего, откуда вы приехали», — заявила министр юстиции и общественной безопасности Эмилия Энгер Мель.
«Многие из тех, кто сейчас рассматривает свои заявления о предоставлении убежища, — это мужчины призывного возраста».
Среди украинцев, чьи обычные дела о предоставлении убежища находятся на рассмотрении, 370 (47%) — мужчины в возрасте от 18 до 60 лет.
Министерство юстиции отмечает в электронном письме, что риск быть отправленным на войну против России в принципе не дает оснований для проживания в Норвегии:
«Призыв и служба в связи с войной не являются обстоятельствами, которые сами по себе дают основания для получения убежища в Норвегии. Однако это должно оцениваться конкретно в каждом отдельном случае».
UDI также сделал новую оценку того, насколько опасно жить в Украине.
Три региона теперь считаются безопасными, согласно оценке UDI: Львовская, Волынская и Закарпатская области. Все они расположены на крайнем западе Украины.
UDI перечисляет критерии, которые они используют в новой практике предоставления убежища в Украине:
Украинские власти имеют высокую степень контроля за территорией;
Россия или сепаратисты имеют незначительный контроль и влияние или вообще не имеют его;
Низкое количество инцидентов, связанных с безопасностью;
Низкое количество жертв среди гражданского населения.
«Тот, кто осмеливается утверждать, что в мае 2024 года это были безопасные районы в Украине, в лучшем случае очень оптимистичен», — говорит Мадс Х. Алмаас, генеральный секретарь Норвежской организации по делам искателей убежища (NOAS).
Алмаас указывает на то, что безопасные районы находятся близко к границе с Беларусью, что Россия имеет возможность достичь целей по всей территории Украины и что исход войны абсолютно непредсказуем.
Он считает, что новая практика предоставления убежища предусматривает четкое разграничение.
«Норвегия посылает сигнал, что коллективная защита, которой мы гордимся с начала войны в 2022 году, поставлена под угрозу. Здесь вы можете рисковать быть отправленными обратно», — продолжает Алмаас.
Схема коллективной защиты для украинцев была противоречивой. В январе лидер Консервативной партии Эрна Солберг выступила за отмену защиты, отметив, что на всей территории Украины не было военных действий.
«Чтобы получить коллективную защиту, нужно подать заявление в полицию и иммиграционную службу. Именно там оценивается, подпадаете ли вы под действие коллективной защиты, или же заявление нужно подавать в обычном порядке. Так же, как и все остальные искатели убежища из других стран», — говорит Мель.
Сейчас Мель сигнализирует о том, что они рассматривают возможность дальнейшего ограничения.
«Есть 80 000 людей, которые приехали сюда и получили коллективную защиту. Важно помочь им, но это также является нагрузкой на муниципалитеты и норвежские общины, которые должны принять их и хорошо интегрировать. Мы не можем исключать, что нам придется еще больше усилить контроль», — говорит Мель.
На прошлой неделе (20-26 мая) 311 человек обратились за защитой. Это немного меньше, чем за аналогичную неделю прошлого года. Тогда за защитой обратились 353 человека, что соответствует тенденции к снижению с Нового года.
За определенный период прошлого года более половины всех украинцев, которые путешествовали в Северный регион, решили поехать в Норвегию.
После длительного периода высоких показателей прибытия правительство предприняло несколько шагов перед Новым годом. Среди прочего, было разъяснено, что украинцы, путешествующие на родину, могут потерять вид на жительство.
В январе правительство также объявило, что планирует ужесточить правила предоставления бесплатной стоматологической помощи и помощи при рождении ребенка. Это было сделано для того, чтобы приблизить норвежский уровень услуг и выплат к уровню других северных стран.
Министр юстиции Мель и правительство четко осознают, что цель заключается в том, чтобы меньше украинцев приезжали в Норвегию.