В военной форме президент Владимир Путин на прошлой неделе посетил российский командный пункт, где командиры представили «блестящие успехи», заявив, что якобы захватили украинский город Купянск — утверждение, которое противоречит данным аналитиков из открытых источников, работающих на линии фронта, — а также почти весь Покровск.
Но даже если его генералы снова преувеличивают, баннер за спиной Путина с надписью «Кто воюет — побеждает» усиливало его главный тезис: несмотря ни на что, Россия выиграет, а Украина не имеет другого выбора, кроме как согласиться на российские условия или потерпеть поражение, пишет The Washington Post.
Медленное продвижение России в 2025 году принесло ей менее 1% украинской территории — и это по огромной цене, которую оценивают в более 200 тысяч убитых и раненых военных. Но для российского президента этого достаточно: он неизменно излучает уверенность в победе, пытаясь сформировать реальность на месте — и, похоже, этот взгляд повлиял на президента Дональда Трампа.
«Российские силы повсюду, подчеркиваю, сохраняют бесспорную стратегическую инициативу», — заявил Путин в прошлом месяце на форуме клуба «Валдай». В пятницу Трамп в интервью сказал, что Украина «в короткое время потеряет» остальную часть Донбасса. «Они теряют территорию».
Хотя российские войска действительно готовятся взять Покровск — упорный укрепленный город в Донецкой области, который держится уже более года, — западные военные аналитики не видят признаков того, что Россия стоит на пороге какого-то прорыва, способного сломить украинскую волю к сопротивлению. Вместо этого ожидается, что шокирующие потери — если не вмешается дипломатия — будут продолжаться.
Путин в пятницу заявил, что Россия готова продолжать боевые действия, если Киев не будет обсуждать проект мирного плана, который стал известен на прошлой неделе и предусматривает несколько неприемлемых для Украины условий, в частности существенное сокращение армии и передачу России территорий, которые она еще даже не захватила военным путем.
«В целом нас это устраивает, ведь это ведет к достижению целей специальной военной операции силой оружия, через вооруженную борьбу», — сказал Путин, имея в виду войну. Во время переговоров между США и Украиной в воскресенье план был изменен, что делает его менее приемлемым для России.
Аналитики отмечают: Путин готов воевать дальше, несмотря на экономические трудности и ошеломляющие потери, которые значительно превышают потери США в Ираке или СССР в Афганистане, поскольку он чувствует слабость США и Европы и истощение Украины.
Для Путина цена оправдана, потому что речь идет не столько о завоевании территорий, сколько о реванше за поражение СССР в Холодной войне и восстановлении статуса России как мировой державы, сказал бывший российский дипломат Борис Бондарев.
«Он воюет не за украинские села. Он воюет не за территорию в Украине, даже не за полезные ископаемые. Он борется за гораздо больший результат», — сказал он. «Он хочет, чтобы США и Европа признали: у России есть исключительная сфера влияния, куда им запрещено вмешиваться».
«Вопрос не в территории. Все зависит от того, как долго украинцы будут сопротивляться, поэтому его цель — сломить их волю к сопротивлению».
Администрация Трампа давит на Украину, чтобы она быстро подписала новый мирный план, разработанный Вашингтоном в консультациях с российскими, украинскими и европейскими чиновниками. Во время переговоров в Женеве в воскресенье делегации США и Украины подготовили «обновленную и уточненную рамку мирного соглашения», которую Белый дом назвал «чрезвычайно продуктивной».
Улучшение российских позиций
С тех пор как Трамп стал президентом, Путин неоднократно отвергал его призывы к прекращению огня, поскольку постепенное продвижение российских войск убедило его, что победа возможна.
По данным Black Bird Group, которая занимается анализом конфликтов, Россия завоевала 1065 квадратных миль за шесть месяцев — с мая по октябрь — по сравнению с 742 квадратными милями за тот же период прошлого года.
Аналитики отмечают, что в этом году Россия осуществила ряд важных военных адаптаций. Она реже использует массовые штурмы «мясорубкой», улучшила применение дронов, а также активно уничтожает украинских операторов беспилотников и логистику, что позволяет контролировать дороги и сделать невозможным быстрый отход украинских войск.
Сэм Крэнни-Эванс из британского аналитического центра Royal United Services Institute отметил, что Россия, имея преимущество в живой силе, продвигается небольшими группами, которые постепенно вгрызаются в украинские позиции, а затем сводятся в более крупные формирования для проведения наступления.
«Это сопровождается ударами дронов и артиллерии по позициям, особенно по маршрутам снабжения. Россияне уделили много внимания украинской оборонительной линии, и когда им удается ее прорвать, они продвигают средства радиоэлектронной борьбы и другие системы дальше вперед».
Впрочем, их потери также растут, и российская военная культура остается жестокой и безжалостной — есть доказательства потенциальных военных преступлений, включая удары по жилым домам и гражданским объектам, умышленное убийство гражданских с помощью дронов для депопуляции городов, а также сообщения о казни украинских солдат, сдавшихся в плен.
«Их потери все еще велики», — сказал Эмиль Кастегелми, военный аналитик Black Bird Group. «Они могут восполнять потери, особенно по сравнению с украинцами. Но все равно удивительно, что, несмотря на то, что человеческая сила является их главным ресурсом, они относятся к ней как к чему-то полностью расходуемому».
«Они тратят много ресурсов на войну, которую не могут решительно продвинуть ни в одну, ни в другую сторону», — добавил он.
Медленное продвижение России трудно сдерживать из-за нехватки украинского личного состава и вооружения. Острые проблемы Киева с дезертирами и набором в войска оставляют пробелы в обороне, которые Россия умело использует.
Но военный эксперт Майкл Кофман из Carnegie Endowment, недавно вернувшийся из Украины, назвал российские успехи «средними», с большими потерями, не приносящими заявленных результатов.
Без краха
Россия смогла уменьшить украинское преимущество в дроновой войне — ее производство дронов уже превышает украинское, отметил Кофман. Год начинался с того, что «зона поражения беспилотниками» в основном накрывала российские силы, но теперь она работает почти симметрично.
«В 2025 году российское руководство сделало две ставки, и обе оказались ошибочными. Первая — что в результате постоянного давления оборона Украины где-то прорвется. Вторая — что с помощью дипломатии можно будет привлечь новую администрацию Трампа так, что даже без прорыва на фронте можно будет добиться краха западной военной поддержки Украины, и это принесет России тот же результат».
«Несмотря на ухудшение ситуации, обе ставки до сих пор оказались неправильными. Вопрос в том, сделают ли они их снова в 2026 году», — сказал Кофман.
Украинский чиновник, который говорил на условиях анонимности, отметил, что Москва считает, будто имеет преимущество на поле боя, но на самом деле «они месяцами воюют за несколько кварталов маленьких городов».
Хотя на протяжении многих лет российское наступление было медленным, война остается непредсказуемой, и аналитики отмечают: ситуация может быстро измениться, если Россия сумеет использовать видимое истощение Украины и растущие проблемы с мобилизацией в 2026 году.
В конце года Россия приближается к захвату Покровска, и военные эксперты предупреждают: привычка Киева удерживать города до последнего — как это было в Бахмуте и других местах — может привести к еще большим потерям, снизить готовность украинцев вступать в армию и еще больше усугубить кадровый кризис.
Но фронт под Покровском олицетворяет дилемму…
