В пятницу 17 марта 2023 года Международный Уголовный суд (МУС) в Гааге выдал ордер на арест Владимира Путина по подозрению в совершении военных преступлений в Украине, в частности, незаконной депортации украинских детей и незаконном перемещении людей с территории Украины в Российскую Федерацию.
Прокурор МУС Карим Хан в 2022 году начал расследование возможных военных преступлений России, преступлений против человечности и геноцида в Украине. Документируют военные преступления и другие организации.
С 24 февраля 2022 года международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) активно документирует нарушения прав человека и правил ведения войны в Украине. Отчеты HRW включают свидетельства пыток, насилия, грабежей, обстрелов гражданских объектов и маршрутов эвакуации мирных жителей, а также использования запрещенных боеприпасов.
Вот некоторые из задокументированных правозащитниками эпизодов, проливающих свет на преступления российской армии в Украине за год военных действий.
24 февраля российские войска нанесли удар с применением кассетных боеприпасов по больнице в Угледаре. В результате атаки погибли четыре мирных жителя, еще 10 получили ранения. Шесть из них — медицинские работники. Также были повреждены больница, машина скорой помощи и гражданские автомобили.
Кассетные боеприпасы обычно взрываются в воздухе и выбрасывают десятки, даже сотни мелких бомб (суббоеприпасов) на площадь размером с футбольное поле, оставляя после себя осколки, работающие подобно противопехотным минам.
Международный договор, подписанный 110 странами, запрещает применение кассетных боеприпасов из-за их неизбирательного действия и длительной опасности для гражданского населения. Ни Россия, ни Украина не являются государствами-участниками этого договора.
28 февраля российские войска обстреляли кассетными бомбами по меньшей мере три жилых района Харькова, второго крупнейшего города Украины. ООН сообщила о девяти погибших и 37 раненых гражданских лицах в результате атак по городу в тот день. Использование кассетных бомб российского производства 9М55К системы «Смерч», задокументированное в Харькове, может являться военным преступлением.
В период с 27 февраля по 14 марта 2022 года HRW были задокументированы несколько случаев нарушения российскими военными законов ведения войны в отношении гражданского населения в оккупированных районах Черниговской, Харьковской и Киевской областей Украины. Среди них – неоднократные случаи изнасилования; два случая внесудебной казни, а также случаи насилия и угроз в отношении гражданских лиц. Солдаты также занимались грабежом имущества гражданских лиц, включая продукты питания, одежду и дрова.
Законы ведения войны запрещают умышленные убийства, изнасилования и другие виды сексуального насилия, пытки и бесчеловечное обращение с захваченными комбатантами и гражданскими лицами, находящимися в заключении. Также запрещены грабежи и мародерство. Командиры войск, которые знали или имели основания знать о таких преступлениях, но не попытались остановить их или наказать виновных, несут уголовную ответственность за военные преступления.
За первые 11 дней войны в Харькове в результате российских авиаударов были повреждены гражданские здания, включая жилые дома, школы, религиозные сооружения и магазины, что препятствовало доступу людей к продовольствию и медикаментам. Удары также повредили инфраструктуру города, в результате чего гражданское население лишилось жизненно важных услуг, таких как электричество, тепло и вода.
В течение недели со 2 марта 2022 года гражданские лица в Мариуполе не имели доступа к водопроводу, электричеству и теплу, когда российские войска окружили город. 6 марта российский снаряд попал в последнюю функционировавшую вышку сотовой связи в Мариуполе, что сделало практически невозможной координацию действий в чрезвычайных ситуациях. Продолжающиеся обстрелы также препятствовали ремонту поврежденной инфраструктуры электро- и водоснабжения, связи и отопления.
Были задокументированы непрерывные обстрелы маршрута эвакуации мирных жителей, что грубо нарушало законы ведения войны.
В начале марта 2022 года российские войска убили и ранили мирных жителей в ходе восьми атак в Чернигове. Четыре из этих атак, с воздуха и с земли, были явным нарушением законов ведения войны. Они включали в себя бомбардировку жилого комплекса, в результате которой погибли 47 гражданских лиц, обстрел очереди за хлебом возле супермаркета, в результате которого погибли по меньшей мере 17 человек, и два отдельных нападения, включая одно с использованием запрещенных кассетных боеприпасов, в результате которых были повреждены две больницы.
3 марта 2022 года российские самолеты одновременно сбросили несколько неуправляемых бомб, которые попали на перекресток в жилом квартале Чернигова.
По данным местных властей, в результате атаки погибли по меньшей мере 47 человек, многие получили ранения. Был нанесен значительный ущерб многоэтажному жилому дому, больнице и нескольким другим жилым зданиям, в одном из которых находилась аптека. В большинстве зданий, окружавших перекресток, выбиты окна.
В течение нескольких часов 6 марта 2022 года российские войска обстреливали перекресток на дороге, по которой сотни мирных жителей бежали от наступающей на Киев российской армии.
Многократный характер этих обстрелов, в результате которых погибли мирные жители, свидетельствует о том, что российские войска нарушили свои обязательства по международному гуманитарному праву не совершать нападений, наносящих ущерб гражданскому населению, и не приняли всех возможных мер, чтобы избежать жертв среди гражданского населения.
16 марта российские войска разбомбили Донецкий областной драматический театр, в котором укрывались сотни жителей осажденного Мариуполя. Местные власти сообщили, что во время нападения на театр погибло около 300 человек.
Законы войны требуют от сторон конфликта делать все возможное, чтобы убедиться в военном предназначении целей. Преднамеренные атаки против гражданских объектов являются военными преступлениями. На спутниковых снимках за два дня до атаки отчетливо видно слово «ДЕТИ» крупными буквами впереди и позади театра.
Российские войска неоднократно обстреливали густонаселенный город Николаев на юге Украины кассетными боеприпасами во время отдельных атак 7, 11 и 13 марта 2022 года. Во время обстрела 13 марта погибли девять гражданских лиц, которые, по всей видимости, стояли в очереди к банкомату. В результате нападений также были ранены несколько гражданских лиц, повреждены дома, предприятия и гражданские автомобили. На фотографиях и видео, которыми поделились очевидцы, видны остатки использованного оружия, включая кассетные боеприпасы систем залпового огня «Ураган» и «Смерч», а также неразорвавшиеся осколочные суббоеприпасы 9Н210.
С 4 по 31 марта российские войска совершили целый ряд очевидных военных преступлений во время оккупации города Буча. Human Rights Watch задокументировала множество внесудебных казней и неизбирательных убийств гражданских лиц. В одном из случаев мужчине выстрелили в шею, когда он стоял в своей квартире на закрытом балконе со своей семьей, а 9-летняя девочка была ранена в плечо, когда пыталась убежать от российских войск.
Задокументированные случаи представляют собой лишь малую часть военных преступлений российских войск в Буче во время оккупации города.
Российские войска также активно забирали частную собственность, включая ценные вещи, в том числе телевизоры и ювелирные изделия.
28 марта 2022 года украинские саперы сообщили об обнаружении противопехотных мин. Известно, что Россия обладает такими минами, которые могут беспорядочно убивать и калечить людей. Украина не обладает ни этим типом мин, ни системой их доставки.
Конвенция 1997 года, подписанная 164 странами, запрещает использование, производство, накопление и передачу противопехотных мин. Россия не входит в число этих стран. Украина подписала договор 24 февраля 1999 года, а 1 июня 2006 года стала полноправным участником.
В докладе Миссии ООН по наблюдению за соблюдением прав человека в Украине от 26 марта отмечается наличие «большого количества видеозаписей», на которых видно, как украинских военнопленных оскорбляют и запугивают. Такие видеозаписи были сделаны российскими вооруженными силами, либо членами вооруженных групп, связанных с самопровозглашенными «республиками» на востоке Украины.
Любые материалы, позволяющие зрителям или читателям идентифицировать отдельных заключенных, не должны передаваться, публиковаться или транслироваться, так как это нарушает права человека.
С конца февраля по март 2022 года российские войска, контролирующие большую часть Киевской и Черниговской областей на северо-востоке Украины, подвергали гражданское население внесудебным казням, пыткам, насильственным исчезновениям и совершали другие действия, являющиеся очевидными военными преступлениями.
Human Rights Watch задокументировала девять случаев, когда российские войска открывали огонь и убивали гражданских лиц без явного военного обоснования. Например, днем 14 марта, когда российская колонна проезжала через село Мохнатин, к северо-западу от Чернигова, солдаты по дороге застрелили 17-летних братьев-близнецов и их 18-летнего друга.
В феврале и марте 2022 года российские войска в Украине насильственно похищали и незаконно переправляли гражданских лиц в Россию. В июньском докладе Миссия ООН по наблюдению за соблюдением прав человека в Украине заявила, что задокументировала сотни случаев произвольного задержания гражданских лиц в контролируемых российскими силами или связанными с ними вооруженными группами районах Украины.
В докладе говорится, что многие из них подвергались пыткам и другим видам жестокого обращения, и что «неизвестное число жертв было перевезено на территорию Российской Федерации…» среди прочих мест, где они «содержались в исправительных учреждениях, часто вместе с военнопленными».
Статья 49 (1) четвертой Женевской конвенции прямо запрещает «индивидуальные или массовые насильственные перемещения, а также депортации лиц с оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любой другой страны… независимо от их мотивов».
Утром 8 апреля баллистическая ракета системы «Точка», оснащенная боеголовкой с кассетными боеприпасами, взорвалась на переполненном железнодорожном вокзале Краматорска, разбросав примерно 15800 смертоносных металлических осколков. Взрыв привел к смерти по меньшей мере 58 гражданских лиц и ранениям более 100 человек. Российские командиры, ответственные за отдачу приказа об атаке, в ходе которой было применено неизбирательное оружие в хорошо известном им крупном эвакуационном центре, должны быть привлечены к ответственности по итогам расследования.
27 июня российские войска выпустили ракету, которая поразила торговый центр в Кременчуге. В результате атаки, по данным местных властей, погибли по меньшей мере 18 гражданских лиц, десятки других получили ранения. Военные обязаны предпринимать все меры предосторожности, чтобы свести к минимуму потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам.
В июле и августе российские войска неоднократно обстреливали Харьков. В результате этих обстрелов погибли и были ранены гражданские лица, повреждены медицинские учреждения и дома. Все задокументированные Human Rights Watch нападения атаки были совершены в населенных пунктах взрывчатыми веществами с широкой зоной поражения, включая кассетные боеприпасы, что является явным нарушением международного гуманитарного права и законов ведения войны.
С начала марта по начало сентября российские войска и другие лица, действующие под их командованием, регулярно применяли пытки к задержанным во время шестимесячной оккупации Изюма, города в Харьковской области на северо-востоке Украины.
Пострадавшие рассказывали о том, что их подвергали ударам электротока, пыткам водой, жестоко избивали, угрожали оружием и заставляли длительное время находиться в напряженном положении. Они назвали по меньшей мере семь мест в городе, включая две школы, где, по их словам, солдаты задерживали их и издевались над ними.
Широкомасштабные и неоднократные целенаправленные удары российских войск по энергетической инфраструктуре Украины в октябре и ноябре лишили миллионы гражданских лиц доступа к электричеству, воде, теплу и другим жизненно важным услугам в преддверии холодных зимних месяцев.
В результате нападений также погибли по меньшей мере 77 гражданских лиц и 272 получили ранения. Электроэнергия была отключена в 10 700 000 домохозяйств по всей Украине — примерно у половины населения страны.
Российские войска использовали кассетные боеприпасы в своих ударах по мирным жителям Херсона по меньшей мере трижды после отступления из города. Это было частью серии атак на город, приведшим к жертвам среди гражданского населения.
С 11 ноября, когда украинские войска отвоевали город, Россия атаковала Херсон со стороны Днепра. По состоянию на 25 ноября в результате этих атак погибли по меньшей мере 15 жителей, включая ребенка, и 35 получили ранения. Эти обстрелы заставили многих мирных жителей эвакуироваться из города, включая пациентов Херсонской клинической больницы.
В период оккупации Херсонской и Запорожской областей с 3 марта по 9 ноября российские войска пытали, незаконно удерживали и насильственно похищали гражданских лиц на оккупированных территориях, а также пытали содержащихся там военнопленных. Опрошенные люди рассказывали о травмах, включая сломанные ребра и другие кости и зубы, сильные ожоги, сотрясения мозга, лопнувшие кровеносные сосуды в глазах, порезы и синяки. Российские сотрудники насильно перевозили задержанных гражданских лиц в оккупированный Крым, где их заставляли выполнять «исправительные работы».
Произвольное задержание, незаконное заключение и насильственные исчезновения запрещены международным гуманитарным правом и могут быть равнозначны или связаны с несколькими военными преступлениями. Пытки и бесчеловечное обращение с любым задержанным запрещены при любых обстоятельствах в соответствии с международным правом и, когда они связаны с вооруженным конфликтом, являются военным преступлением.
В материале перечислены далеко не все задокументированные HRW преступления российской армии, совершенные ими во время войны в Украине.
По словам директора HRW по Европе и Центральной Азии Хью Уильямсона, установленные правозащитниками случаи «демонстрируют неописуемую, преднамеренную жестокость и насилие в отношении украинского гражданского населения и должны быть расследованы как военные преступления».