На президентских выборах в Иране победил Масуд Пезешкиан

Масуд Пезешкиан победил во втором туре и стал 9-м президентом Исламской Республики. Из 30 530 157 подсчитанных голосов Пезешкиан набрал 16 384 403, а Саид Джалили отстал с 13 538 179 бюллетенями.

Во втором туре выборов проголосовали почти 50% избирателей, имеющих право голоса. На прошлой неделе в ходе первого тура было подано более 24 535 000 голосов, что означает явку в 39,92%.

Новая администрация, 14-я по счету после победы Исламской революции в 1979 году, будет занимать свой пост в течение четырех лет.

Новый президент Ирана — реформист, выступающий за ограниченное взаимодействие с Западом, отмечает The Washington Post. Такая политика может ослабить напряженность в отношении ядерной программы Ирана и его роли на Ближнем Востоке.

Пезешкиан был мало известен за пределами Ирана до того, как стал единственным реформистом, допущенным к участию во внеочередных выборах. Кардиохирург и ветеран ирано-иракской войны, член парламента и бывший министр здравоохранения, Пезешкиан пришел к власти, выступая за ограниченные перемены, но никогда не бросая вызов системе теократического правления страны под руководством верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи.

В ходе предвыборной кампании он выступал за ограниченные социальные и экономические реформы и взаимодействие с США по ядерной программе для снятия санкций, которые нанесли ущерб экономике Ирана. Сторонники Пезешкиана называют его азербайджанское происхождение одной из причин, по которым он может стать объединяющей силой в стране. Он поклялся преодолеть «пропасть» между народом и правительством Ирана.

Победа Пезешкиана показывает, что он смог расширить базу поддержки, привлекая как реформистов, так и консерваторов, говорит аналитик по Ирану и декан Миссурийского университета науки и технологий Мехрзад Боруджерди.

Но после вступления в должность иранские консерваторы могут сорвать планы, намеченные Пезешкианом во время предвыборной кампании. «Консерваторы попытаются создать препятствия с первого дня… У него не будет медового месяца… Они затормозят все, что Пезешкиан попытается сделать», — говорит Боруджерди.