Кто такой будущий канцлер Австрии Герберт Кикль

В течение многих лет Герберта Кикля многие, в том числе и товарищи по партии, считали фигурой, лучше всего подходящей для работы за кулисами. “Айгенбротлер”, шутили они, — тот, кто сам печет свой хлеб. Теперь, похоже, он почти наверняка станет следующим канцлером Австрии — одним из самых успешных лидеров восставших ультраправых в Европе, пишет Financial Times.

В прошлую субботу коалиционные переговоры между основными партиями Австрии сорвались, что сделало 56-летнего Кикля, чья партия «Свобода» набрала 29 процентов голосов в сентябре, ведущим кандидатом на место в Бальхаусплац, резиденции власти в Австрии.

Когда Кикль стал лидером партии в 2021 году, сменив на посту временного лидера Норберта Хофера, пришедшего на смену клубному Хайнцу-Кристиану Штрахе, а до него — харизматичному провокатору Йоргу Хайдеру, мало кто возлагал на него большие надежды. Известный как колючая, вызывающая разногласия фигура, хотя и обладающая мощным умением убеждать, Кикль рассматривался скорее как запасной вариант, а не как лидер. Пять лет почти вечных политических потрясений в Вене изменили это мнение.

«Кикль с большим стратегическим терпением позиционирует себя как хранилище гнева и недовольства в Австрии», — говорит Маркус Хау, глава исследовательского отдела политической консалтинговой компании VE Insight. «Он, без сомнения, самый способный из партийных лидеров. Он терпелив и аналитичен. И он привнес дисциплину в партию, которая часто бывает довольно беспокойной».

Основанная в 1956 году, Партия свободы уже давно участвует в выборах и трижды входила в состав правительства, но никогда не была ведущей партией. При Кикле, как считают многие в партии, она наконец-то вырвалась вперед.

Кикль родился в 1968 году в семье рабочих на юге Австрии, и его ранняя судьба во многом была обусловлена государством социального обеспечения, созданным доминировавшей в то время социал-демократической партией. Местная гимназия, которую он посещал в Шпитталь-ан-дер-Драу, была совершенно новой. Государство финансировало его обучение в университете.

В 1988 году Кикль поступил в Венский университет на факультет журналистики и политологии, но вскоре перевелся на философский факультет. Именно там, увлекшись лекциями профессора Франца Унглера, он нашел в немецком философе Гегеле интеллектуального проводника. «Диалектический процесс стал частью меня», — сказал он австрийскому таблоиду Kronen Zeitung в 2019 году.

Эта одержимость, возможно, объясняет одну из его политических сильных сторон: говорить вещи не только потому, что они означают, но и потому, что он ожидает реакции на них. Именно в этом контексте, говорят некоторые аналитики, следует рассматривать заигрывание Кикля с нацистскими лозунгами — намеки на них были элементом недавней предвыборной кампании Партии свободы. Кикл — не нацист, но его целям соответствует то, что либеральный истеблишмент с пеной у рта твердит, что он нацист.

Кикль вступил в Партию свободы в 1995 году, в то время, когда Хайдер менял ее имидж. Кикл видел выступление Хайдера в своей школе и был потрясен. Спустя годы пришло предложение о работе — с номером, оставленным на бирдекеле (картонная подставка под пивной бокал) партийным аппаратчиком. Кикл ухватился за этот шанс.

Став спичрайтером Хайдера, он отточил мастерство написания остроумных, подстрекательских лозунгов. Иногда он переходил границы, как, например, в 2001 году, когда Хайдер (в речи, написанной Киклом) ответил на критику со стороны лидера венской еврейской общины Ариэля Музиканта: «Как к человеку по имени Ариэль может прилипнуть столько грязи?».

В 2005 году Хайдер ушел, чтобы создать собственную партию, что Кикль расценил как предательство. Он остался в Партии свободы и стал министром внутренних дел, когда партия вошла в правительство в качестве младшего партнера в 2017 году.

Высмеиваемый либеральной прессой за такие «домашние» проекты, как одержимость конной полицией, он спокойно пытался переделать министерство. Убежденный в том, что разведывательная служба Австрии глубоко враждебна, он попытался реорганизовать ее. Полицейский рейд на ее территорию в 2018 году заставил другие западные спецслужбы разорвать контакты с Австрией.

Именно в это время Ян Марсалек из Wirecard, разоблаченный FT в 2020 году как российский шпион, был занят налаживанием связей с людьми, близкими к министру внутренних дел. На сегодняшний день споры вокруг партии «Свобода» и ее близости к России обошли Кикла стороной. Хотя Кикл публично выступал против поддержки Украины и санкций против России, он никогда не был членом основной русофильской фракции партии.

Когда в 2019 году Штрахе был заснят на Ибице, как он выпрашивал поддержку у племянницы фальшивого российского олигарха — скандал, который привел к падению правительства, — Кикль был потрясен. На встрече лидеров партии Кикл вошел в комнату и двумя словами — «вот и все» — завершил карьеру своего лидера.

«Кикль совершенно не вписывается в традиционные крылья партии», — говорит Лотар Хёбельт, австрийский историк и давний сторонник партии. «Он не является ни немецким националистом-буршеншафтлером [членом студенческого братства], ни либеральным сторонником свободного рынка».

Канцлерство стало бы для Кикля мощной кафедрой. Он уже доказал свою состоятельность, с удовольствием участвуя в предвыборной кампании, в ходе которой произносил зажигательные речи под восторженные аплодисменты.

Спорт — еще одна большая страсть в жизни аскета. Его имя постоянно фигурирует в соревнованиях на выносливость по всей Европе: экстремальный триатлон Celtman в Шотландии и Evergreen Endurance Triathlon в Шамони.

Выступая во вторник, Кикл обратился к своим потенциальным партнерам по коалиции, Народной партии, с посланием: соглашайтесь на значительно меньшую роль в правительстве. В противном случае, сказал он, «я могу сказать, что это все».

«Будут новые выборы», — пригрозил он, добавив с непринужденной уверенностью спортсмена, играющего длинную игру против измотанного соперника: «Мы готовы».