Компания «Приправка» — украинское производство, выдержавшее удар войны

Полномасштабное российское вторжение стало серьезным испытанием для многих украинских предпринимателей. Производственные мощности подверглись вражеским ударам, усложнилась логистика, а первоочередной задачей стало спасение работников.

Компания «Приправка» известна многим украинцам благодаря уникальным вкусам и высокому качеству своей продукции (приправы, пряности, соусы) – стала одной из тех, что встретили врага чуть ли не первыми. Производственные мощности были расположены в Харькове, который находится в 50 км от вражеской границы, поэтому уже в первые часы после начала вторжения оказались в зоне риска. Но, несмотря ни на что, компания смогла сохранить команду, возобновить производство в Украине и даже запустить новую линейку продукции. Рассказываем, как это удалось несокрушимому бизнесу из Харькова.

На фото: производственные мощности компании

История компании

Компания «Приправка» была создана более 20 лет назад – в 2000 году. Её основатель – Зинчук Андрей Владимирович, который и сегодня продолжает развивать собственный бизнес. В Украине, стране известной в том числе благодаря собственной кухне с множеством различных блюд, производство приправ – перспективный бизнес. Если в первые годы «Приправка» продавалась преимущественно в родном Харькове, то в 2004 году уже была налажена национальная система дистрибуции, а еще через год запатентована собственная ТМ «Приправка».

На фото: уникальный паровой стерилизатор «Приправки»

Продукция пользовалась спросом, что позволило быстро привлечь средства, достаточные для развития производства. В 2006 году компания приобрела новые производственные мощности площадью более 15000 м2. Завод размещался в Харькове. В течение последующих лет компания стремительно развивалась:

  • 2010 — начало сотрудничества с большими торговыми сетями.
  • 2011 – сертификация по стандарту ISO 22000, которая гарантирует производство пищевых продуктов в соответствии с международными стандартами. В это же время происходит запуск линейки «Кулинарный шедевр» вместе с Эктором Хименес-Браво (шеф-повар, ведущий шоу «МастерШеф» на телеканале СТБ).
  • 2014 – старт информационно-обучающей программы «Чистые пряности». В рамках этой инициативы владелец бизнеса и руководство компании побывали на предприятиях поставщиков из Бразилии, Гватемалы, Грузии, Египта, Индии, Индонезии, Китая, Мексики, Пакистана, Турции. Они увидели сотни заводов, перерабатывающих пряности. Как результат, более 80% поставщиков были заменены. При этом новые партнеры должны иметь сертификат British Retail Consortium (BRC), подтверждающий качество и безопасность пищевой продукции.
  • 2017 — стартовала работа отдела исследований и разработки (R&D), где с момента запуска и по сегодняшний день создано более 13 новых продуктовых линеек.
  • 2018–2021 – благодаря развитию бизнеса, проведена модернизация завода – построены и оснащены оборудованием 7000 м2 складов и цехов.
  • 2019 – компания приобрела очень дорогой промышленный стерилизатор, обрабатывающий сырье паром. Такой метод стерилизации является самым безопасным для здоровья потребителя. В том же году был обновлен бренд – TM «Pripravka» получила новый визуальный стиль.
  • 2020 — торговая марка «Приправка» стала лидером по доли рынка натуральных приправ Украины (в денежном эквиваленте). Продукция под брендом Pripravka на тот момент уже поставлялась более чем в 20 стран. Кроме того, линейка «Готовим в соусе» от ТМ Приправка получила высшую золотую награду премии Effie Awards Ukraine в категории «запуск продукта и/или сервиса».
На фото: производственные мощности «Приправки»

Полномасштабное вторжение

Для компании «Приправка» война началась 24 февраля 2022 в 5 утра. Обсуждение рисков вторжения россиян в команде началось заранее — было проведено собрание и согласованы действия персонала по поддержанию связи, остановке и консервации производства на случай боевых действий. Впрочем, как и многие в стране, люди до последнего надеялись, что войны не будет, а враг только создает давление и бряцает оружием.

Производственные мощности находились в Харькове, где боевые действия начались почти мгновенно. События развивались следующим образом:

  1. Менеджмент поддерживал связь со всеми работниками, но некоторые все же оказались в полной блокаде.
  2. К счастью, банковская система страны продолжила работу. Благодаря этому спустя несколько дней после начала вторжения — бухгалтерия смогла выплатить заработную плату. При этом отдел финансов и бухгалтерии продолжал работу из бомбоубежищ и укрытий.
  3. Часть работников сразу взяла оружие в руки – люди встали на защиту города.
  4. Другие подключились к поставкам гуманитарной помощи. Вместе с работниками Охранной компании Кратос были собраны продуктовые наборы для сотрудников, для больниц и территориальных общин, которые оказались в зоне боевых действий и имели проблемы со снабжением продуктами питания.

Через некоторое время стало известно, что город под угрозой оккупации и остается только несколько путей для эвакуации. Тогда люди начали уезжать, а руководство рассматривало перспективы и варианты сохранения предприятия. Была возможность эвакуировать оборудование в Польшу и развернуть производство там, но такой вариант снизил бы возможность помогать стране и не позволил бы сохранить рабочие места для существующих сотрудников. Поэтому было принято решение о релокации в другой регион Украины.

Следует понимать, что запуск нового завода по всем стандартам — кропотливый и титанический труд всей команды. Более двух месяцев ушло на поиски нужного объекта. Благодаря поддержке фонда USAID и UFUTURE в апреле 2022 года удалось найти 2500 м2 современных помещений и начать релокацию. Логистика переезда в условиях войны также была сложнейшим процессом. Автомобильные фуры в Харьков почти не ездили, поэтому очень помогла поддержка «Укрзализныци» – было перевезено более 100 вагонов сырья и оборудования.

Параллельно с 20 марта 2022 года, несмотря на постоянные обстрелы, было вновь запущено производство в Харькове, ведь запасы продукции в торговых сетях закончились и потребовались новые поставки. Производство работало почти круглосуточно. Чтобы хоть немного снизить риски от обстрелов, все окна завесили, а также пытались организовать шумоизоляцию оборудования.

Восстановление и поддержка армии

Полная релокация продолжалась почти год. Сегодня в Киевской области работает новый завод площадью 9000 м2, сертифицированный согласно требований одной из самых жестких систем пищевой безопасности IFS.

Сегодня компания «Приправка» – один из крупнейших производителей специй, приправ в Украине. Выпускает более 519 наименований товаров. Приправка производит продукты без глутамата натрия, искусственных вкусовых добавок, ароматизаторов, красителей, консервантов. Продукция представлена в локальных торговых точках, а также в национальных и международных сетевых супермаркетах.

Компания сохранила 250 рабочих мест. При этом смогла не только спасти бизнес, а и продолжила развитие:

  • ТМ «Приправка» завоевала высшую награду премии PERLY RYNKU (2022), компанию признали самой успешной украинской новинкой польского рынка по итогам независимого опроса ритейлеров.
  • С начала войны компания выпустила на украинском рынке несколько новых наименований продуктов и уникальную линейку кетчупов с низким содержанием сахара, что соответствует глобальным тенденциям сокращения потребления сахара и здорового питания.

После 24 февраля 2022 «Приправка» уплатила более 110 млн грн налогов и сборов. Кроме того, компания — в престижном списке NEXT250 Forbes Ukraine (2023) — 250 перспективных бизнесов, которые определяют будущее развитие Украины.

Компания системно поддерживает Силы защиты и обороны Украины, а также предоставляет продукцию:

  • Волонтерским организациям (включая Лигу Волонтеров Украины, Stand with Ukraine).
  • Международному Красному Кресту.
  • Военным госпиталям (Днепровскому, Львовскому, Запорожскому, Харьковскому).
  • Общественным организациям: Всеукраинскому молодежному движению Let’s do it Ukraine.
На фото: передача помощи госпиталю

Компания «Приправка» помогает с закупками экипировки, амуниции, автомобилей и запчастей для добровольческих подразделений. «Приправка» следит за тем, чтобы автомобили бойцов были в рабочем состоянии и предоставляет средства на ремонтные работы, когда возникает такая необходимость.

В течение 2022-2023 годов компания закупила и передала бойцам более 10 автомобилей. Помощь была оказана:

  • 23-му Отдельному Батальону Специального Назначения Отдельной Президентской Бригады имени Богдана Хмельницкого была передана помощь на более чем 1 млн грн. Для нужд Батальона было передано 3 авто, трал и ноутбуки;
  • подразделению «Кракен» (отдельное разведывательно-диверсионное подразделение Главного управления разведки Министерства обороны Украины) – дрон, также закупили форму и экипировали воинов;
  • добровольческому подразделению «Хартия» (стало бригадой Нацгвардии) была закуплена оргтехника для тактических штабов.

Также точечная помощь предоставлялась подразделению полка Азов, Пограничным отрядам, военным госпиталям.

Всего с февраля 2022 года компания выделила на проекты помощи защитникам Украины более 10 млн. грн. Еще 100 тыс. грн компания перечислила на нужды армии через счет НБУ, который был открыт в первые дни войны.

ТМ «Приправка» — пример устойчивости украинского бизнеса, который сумел адаптироваться к сверхсложным условиям войны, сохранить производство и сотрудников, а также достичь новых результатов как в Украине, так и на международном уровне.