ГУР подтвердило сбитие российского самолета А-50У

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения ВКС рф А-50У был сбит 23 февраля 2024 года вблизи города Приморско-Ахтарск на Азовском море. Об этом информирует Главное управление разведки Министерства обороны Украины.

По данным разведки, последний взлет А50У совершил 23 февраля 2024 года в 15:50 с аэродрома «Ахтубинск» и должен был выполнять террористические задачи государства-агрессора России вблизи населенных пунктов Приморско-Ахтарск — Зерноград.

«Резкое прекращение работы в указанном районе радиолокационного комплекса «Шмель», которым оборудован А-50У, зафиксировали станции радиотехнической разведки ГУР МО Украины в 18:45.

Огневое поражение модернизированного ДРЛО А-50У вкс рф также подтверждают радиоперехват разговора экипажа прикрытия Су-35″, — говорится в сообщении ГУР.

Один из российских пилотов в радиоэфире сообщил, что наблюдал работу ПВО, вспышку и взрывы.

«Дополнительным признаком успеха совместной операции ГУР МО Украины и Воздушных Сил ВСУ является приказ прекратить миссии для двух самолетов Су-35, а также трех бортов Су-34 вкс рф, которые выполняли задачи вблизи н.п. Миллерово — часть из них планировала нанести авиаудары вблизи Авдеевки», — говорится в сообщении.

Версии

Гибель второго самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 всего через 40 дней после того, как в середине января был потерян еще один борт, дает повод предположить, что их действительно могли сбить украинские военные, отмечают наблюдатели.

Оба самолета принимали непосредственное участие в войне с Украиной, однако обстоятельства их гибели настолько необычны, что однозначный ответ на вопрос, кто и как мог это сделать, дать трудно.

По предварительной информации, А-50, сбитый 23 февраля, упал в районе хутора Трудовая Армения в Краснодарском крае. До ближайшей точки на линии фронта от этого хутора — примерно 250 километров. ВСУ не использует наземные зенитные средства, способные атаковать самолеты на таком удалении от линии фронта.

Самолет, сбитый 14 января, находился примерно в 150 километрах от линии фронта. Погрешность в этих расчетах может быть довольно велика, поскольку был известен приблизительный район, где находился А-50. Тем не менее, это был почти предел дальности комплекса Patriot — самого дальнобойного из украинских ЗРК.

Правда, нельзя исключать, что ВСУ могли применить советский зенитно-ракетный комплекс С-200, как-либо доработав его. Дальность некоторых ракет этого ЗРК достигает 300 километров.

Однако, во-первых, это стационарная система, и развертывать ее вблизи линии фронта было бы опасно. Во-вторых, в ходе нынешней войны украинцы использовали С-200 в основном для обстрелов наземных целей.

Еще одна версия — «дружественный огонь». Как и в первом случае, 23 февраля самолет ДРЛО мог быть сбит по ошибке российскими зенитчиками. Хотя даже без учета того, что на самолете должна была работать система распознавания «свой-чужой», опознать такую большую цель на экране радара операторы должны уметь.

Наконец, комментаторы в телеграмм-каналах обсуждают возможность того, что в Украину могли быть поставлены истребители F-16. Эта версия кажется наименее вероятной, поскольку подлететь незамеченным к самолету, который следит за истребителями противника, сложно.

Судя по сообщениям в разных каналах, которые не были официально подтверждены, сбитый самолет мог иметь модификацию А-50У. Потеря такого самолета для российских ВКС очень серьезна — это модернизированный летающий радар, который хорошо видит на большом расстоянии низколетящие и малозаметные цели.

Таких самолетов у России немного. Считается, что в летном состоянии А-50У у России меньше 10, хотя точных данных в открытом доступе нет. Согласно справочнику Military Balance 2022, перед началом войны у России было три единицы А-50 и шесть А-50У.

С потерей двух из них у ВКС будет еще меньше возможностей контролировать воздушное пространство над линией фронта и в украинском тылу, что в том числе облегчит и действия украинской авиации.