Россия начала использовать крылатые бомбы с установленными турбореактивными двигателями — модернизированные советские КАБы — что позволяет им поражать цели значительно дальше от линии фронта и создает дополнительную нагрузку на отечественную систему противовоздушной обороны. Об этом пишет Financial Times.
По данным заместителя главы ГУР Вадима Скибицкого, в октябре такие ретрофитированные КАБы впервые поразили объекты в Южной Украине — в Одесской и Николаевской областях, а также в Полтавской области. Если раньше управляемые бомбы, сбрасываемые с Су-34, имели дальность до около 80 км и применялись преимущественно вблизи фронта, то теперь часть снарядов получила двигатели, которые увеличивают дальность полета до примерно 200 км.
Опубликованные в сети снимки обломков КАБа, который попал в Полтавскую область в прошлом месяце, показывают китайский турбореактивный двигатель — устройство, которое, по данным специалистов, можно приобрести на Alibaba по цене около $18 000, пишет украинский специалист по РЭБ Сергей Бескрестнов.
Эксперты оценивают новинку как «дешевую замену крылатой ракеты», отмечает Павел Нарожный. Такие боеприпасы, по его словам, направляют на те же цели: энергетику и военные объекты.
Ранее, в 2023 году, российские войска начали оснащать КАБы крыльями и комплектами наведения, что позволило им планировать десятки километров и создавать воронки до 20 метров в диаметре и 6 метров в глубину. Новый элемент — реактивный двигатель — только увеличивает рабочий радиус этих снарядов, фактически позволяя запускать их с самолетов, летающих глубже в тылу подконтрольной России территории.
Представитель Воздушных сил Юрий Игнат отметил, что по летным характеристикам такие боеприпасы «примерно сопоставимы» с крылатой ракетой, однако добавил, что пока их массовое применение не зафиксировано — враг тестирует их в боевых условиях. Он также отметил, что эти боеприпасы можно глушить средствами РЭБ и сбивать средствами ПВО.
Однако на практике повышенная дальность затрудняет перехват. Частично это объясняет снижение коэффициента перехвата: по подсчетам Financial Times на основе данных Centre for Information Resilience, показатель перехвата российских ракет упал с 37% летом до 6% в сентябре. Кроме того, обновленные иранские «Шахеды», летающие быстрее и на большей высоте, также труднее перехватываются — их коэффициент перехвата снизился с 97% в феврале до 80% в прошлом месяце (по данным Воздушных сил и группы «Shahed Tracker»).
Недостатком реактивного усиления «планерных бомб» является ограничение полезной нагрузки: двигатель позволяет нести меньшие боеприпасы — до примерно 250 кг. По оценке эксперта по ракетной тематике Фабиана Гоффманна, двигатель может использоваться только на части траектории, чтобы дать боеприпасу ускорение перед тем, как он будет планировать к цели.
Еще один технический фактор: запускать такие бомбы приходится с самолетов, находящихся глубоко внутри российской территории, чтобы избежать поражения украинскими средствами ПВО — это уменьшает практический радиус по сравнению с теоретическим.
Эксперты также отмечают экономическое неравенство: западные зенитные ракеты, включая Patriot, стоят значительно дороже, чем модернизированные советские боеприпасы с реактивными двигателями. «Если Россия сможет наладить массовое производство, это станет большой проблемой для нас», — резюмировал Павел Нарожный.
На фоне этих угроз Украина продолжает усиливать оборону. Президент Владимир Зеленский на прошлой неделе сообщил о получении из Германии неопределенного количества систем Patriot и подчеркнул необходимость многокомпонентной ПВО. В ответ на эскалацию Россия одновременно модернизирует свои баллистические ракеты, которые в настоящее время иногда уклоняются даже от перехвата Patriot.