Экспериментальная ракета «Орешник» была изготовлена российскими компаниями, которые по-прежнему полагаются на передовое западное производственное оборудование, говорится в анализе FT.
Два ведущих российских института оружейной техники разместили объявления о поиске сотрудников, знакомых с системами металлообработки немецких и японских компаний.
Вакансии Московского института теплотехники и «Созвездия», которые отследила Financial Times, иллюстрируют, что военная машина Кремля по-прежнему в значительной степени зависит от иностранных технологий, на которые распространяются западные санкции.
Эта зависимость особенно заметна в области компьютерного управления (ЧПУ) — технологии, жизненно важной для производства «Орешника». Она позволяет заводам быстро формировать материалы с высокой точностью, используя компьютеры для управления инструментами.
Московский институт теплотехники, одна из компаний, которые, по данным украинской разведки, были причастны к «Орешнику», является ведущим институтом по разработке российских твердотопливных баллистических ракет. В рекламных объявлениях, размещенных в 2024 году, компания отмечает, что «мы придерживаемся систем Fanuc, Siemens, Haidenhein».
Fanuc — японская компания, а две другие — немецкие. Все три компании производят системы управления для высокоточных станков.
Те же три западные компании фигурируют в объявлениях, размещенных компанией «Созвездие», которая указала в качестве одной из своих специализаций «автоматизированные системы управления и системы связи» для военных нужд. В объявлении содержится запрос на «знание систем Fanuc, Siemens, Haidenhain [sic]».
На видео, размещенном в начале этого года «Титан-Баррикады», третьей оборонной компанией, участвующей в производстве «Орешника», также показан рабочий, стоящий перед устройством управления, на котором стоит клеймо Fanuc.
Россия долгое время полагалась на станки иностранного производства, несмотря на усилия по созданию отечественных альтернатив. В то время как Кремль закупает большие объемы высокоточного металлообрабатывающего оборудования в Китае, устройства управления им по-прежнему производятся на Западе.
В 2024 году на одной из крупнейших российских выставок 8 китайских компаний представили 12 моделей устройств с компьютерным управлением. Согласно анализу Совета экономической безопасности Украины, 11 из них были оснащены контроллерами японского или немецкого производства.
Денис Хутык из Совета экономической безопасности Украины сказал: «Разработка «Орешника» показывает, насколько российский военно-промышленный комплекс все еще зависит от высококлассного западного оборудования. Правительства западных стран должны добиваться прекращения поставок этих товаров, которые, как мы видели в прошлом месяце в Днепре, напрямую способствуют российскому наступлению на жизнь украинцев».
Объявления о вакансиях показывают, что компания «Стан», возглавляющая попытки России создать отечественную индустрию производства ЧПУ, использует оборудование Heidenhain.
Прекращение поставок контроллеров и оборудования с ЧПУ в Россию является приоритетной задачей союзников Киева. Устройства и компоненты с ЧПУ входят в так называемый «общий список высокоприоритетных товаров», который они особенно хотят не допустить в Москву.
Хотя экспортный контроль замедлил поступление этих товаров в Россию, анализ российских документов позволил FT предположить, что с начала 2024 года Россия получила поставки по меньшей мере на $3 млн, включающие компоненты Heidenhain. Некоторые из покупателей глубоко вовлечены в военное производство.
В одной из поставок была указана система, включающая новый блок управления Heidenhain TNC640, который был выпущен в 2023 году. Согласно веб-сайту компании Heidenhain, TNC640 «определяет спектр передовых технологий управления в своей области» и «позволяет выполнять комбинированные фрезерные, токарные и шлифовальные операции».
Стоимость станка составляет 345 тысяч долларов, он был отправлен через Китай в «Балтийскую промышленную компанию» — российское предприятие, попавшее под санкции США и имеющее опыт поставок оборудования с ЧПУ в оборонную промышленность.
Глава «Балтийской промышленной компании» Диана Каледина была арестована в 2022 году по обвинению в мошенничестве при заключении контракта. Каледину обвинили в том, что она импортировала станки с ЧПУ из Китая, а затем выдавала их за российские, чтобы получить финансирование.
Дело против Калединой прекратили в конце 2022 года. Омбудсмен постановил, что ее преследование «может нанести неоправданный ущерб российской станкостроительной отрасли», имеющей «критическое значение для экономики».
